Аффективные расстройства у детей и подростков

Аффективные расстройства у детей и подростков

Спектр поведенческих и эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте необычайно широк, поскольку любое заболевание обязательно затрагивает все сферы психической жизни человека, в том числе его поведение и настроение. В этом параграфе мы рассмотрим только такие нарушения в психической сфере, при которых расстройства поведения и настроения становятся ядром психической патологии.

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические. Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. В исследованиях Г.И. Каплан (1994) обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями родителей и аналогичными состояниями у детей. Имеются данные (Х. Ремшмидт, 2001, с. 279), что если один из родителей имеет биполярное расстройство, то заболевают до 24% его детей, 3,4% внуков, 2,4% племянников. К биологическим факторам, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, относятся также: соматическая ослабленность ребенка, наличие остаточных органических нарушений (резидуальная органика). В этом случае нарушения могут быть обусловлены трудностями социальной адаптации ребенка.

К собственно психологическим факторам относятся особенности темперамента, характеристики ЦНС, личностные особенности ребенка, такие как эгоцентризм, импульсивность, упрямство, сенситивность. В.И. Гарбузов с соавторами выделяют 9 типов патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие, педантичость, благоразумность, тревожная синтонность, инфантильность и психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость, контрастность (И.И. Мамай-чук, 2003, с. 324).

В формировании поведенческих и эмоциональных нарушений большую роль играет его социальная среда: неблагоприятные условия воспитания и окружения, неадекватные условия обучения, явления микросоциальной и педагогической запущенности, разлука и потеря близких. Роль среды и особенно семьи как фактора возникновения подобных нарушений рассмотрена в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях: за рубежом — З. Фрейд, А. Фрейд, Д. Винникот, Р. Шпиц, Д. Стерн, Дж. Боулби, Х. Кохут и другие; в России — А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, А.Я. Варга, В.Н. Мясищев, Э.Г Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие. В исследованиях, в том числе, подчеркивается роль ранних эмоциональных контактов ребенка и ухаживающего взрослого в развитии личности ребенка.

Значительная часть нарушений имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек она имеет чаще истериоформный характер; у мальчиков расторможенность влечений чаще выступает как склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек — к сексуальной рас-торможенности.

Нарушения аффективной сферы и поведения могут проявляться у детей разного возраста, но особую, более резкую дисгармоничную форму они приобретают в пубертатный период, коррелируя с неравномерным темпом полового и физического созревания. Асинхрония психического развития проявляется в разрыве между органически-инфантиль-ной структурой личности, с одной стороны, и стремлением к имитации внешних форм поведения, соответствующих паспортному возрасту, утрированно «взрослым» поведением. Наблюдается односторонняя зрелость с недостаточностью интеллектуальных интересов, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями. Эта асинхрония усугубляется сочетанием «взрослых» требований со стороны взрослых и недоучетом ими реальных возможностей ребенка. Факторы патологического подросткового криза:

  • в дошкольном возрасте — выраженная психомоторная расторможенность, склонность к лжи и вымыслам, повышенная внушаемость, склонность к двигательным разрядкам, эмоциональная заражаемость, упрямство;
  • в младшем школьном возрасте — низкая познавательная активность, моторная бестормозность, эйфория, повышенная сенсорная жажда, немотивированные колебания настроения, реакции протеста и так далее;
  • в препубертате — сочетание физической акселерации и задержки психического развития.

Поведенческие расстройства в детском и подростковом возрасте

Нарушения поведения могут иметь как непатологический, так и патологический уровень. О патологическом уровне нарушений говорят тогда, когда они приводят к личностной, семейной и социальной дезадаптации. Примером такого нарушения является психопатия.

В отечественной психиатрии классическое описание психопатий принадлежит П.Б. Ганнушкину (1933). В его работе указываются следующие основные диагностические критерии психопатий:

  1. относительная стабильность, непрогредиентный характер и малая обратимость патологических черт характера;
  2. тотальность психопатических особенностей личности, нарушения всего психического склада, а не отдельных личностных черт, аномальный стиль поведения является всеобъемлющим, проявляющимся в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций;
  3. выраженность патологических черт характера до такой степени, что это приводит к нарушению социальной, семейной, профессиональной адаптации.
Читайте также:  Болит сухая мозоль на мизинце ноги что делать

В.В. Ковалёв (1968) описал психогенное патологическое формирование личности. При этом динамические отклонения в реагировании и поведении у детей, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов, обнаруживают всё более устойчивую тенденцию к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. В отличие от патохарактерологического развития у взрослых, обусловленное патологическим сдвигом уже сформированной личности, такое развитие у детей связано с изменениями формирования незрелой личности в патологическом направлении. Патологическое развитие личности, ведущее к формированию «краевой» (то есть приобретённой) психопатии, называют патохарактерологическим. По данным В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина (1980), оно проходит в следующие три этапа:

  1. Повседневное хроническое психотравмирование в условиях длительного отрицательного социально-психологического воздействия на ребёнка приводит к значительным динамическим отклонениям в поведении (патохарактерологическим реакциям).
  2. Характерологические нарушения усиливаются, начинают постепенно структурироваться с развитием выраженной их мозаичности, тенденцией к преобладанию тех или иных заострений в характере и асоциальных форм поведения.
  3. Черты мозаичности нивелируются, заострения характера оформляется в психопатию, появляются первые состояния декомпенсации психопатии.

Органические и наследственные факторы чаще всего лежат в основе «ядерных» психопатий. Г.Е Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые и тормозимые.

В целом, психопатическое развитие у детей может проходить по разным типам. Среди типов психопатии чаще всего выделяют: эпилептоидную, циклоидную, истероидную, неустойчивую, шизоидную, психастеническую, мозаичную.

Аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте

Термин аффективные расстройства объединяет различные по этиологии, симптоматики и течению расстройства, имеющие следующие общие признаки: выраженные изменения настроения и побуждений, сопровождающиеся или не сопровождающиеся страхом; регулярно проявляющиеся нарушения в когнитивной и соматической сферах; склонность к рецидивирующему, а иногда и к хроническому течению.

Термин депрессия объединяет заболевания, которые характеризуются триадой: сниженный фон настроения, замедление мышления, двигательная заторможенность. При мании триада включает: повышенный фон настроения, ускорение мышления, двигательную расторможенность. Маниакальные состояния (редки в детском возрасте) проявляются повышением влечений, отсутствием дистанции, нецеленаправленностью, ощущением собственной значимости, нарушениями сна — дети обходятся без сна. У детей аффективные нарушения имеют свои особенности (Х. Ремшмидт, 2001):

  • В детском возрасте депрессивные колебания встречаются реже, чем в подростковом возрасте и проявляются чаще всего соматическими жалобами.
  • Депрессивные проявления у мальчиков чаще проявляются в пубертатном возрасте, у девочек — после завершения пубертата. До пубертатного периода маниакальные состояния встречаются редко.
  • Непосредственные реакции горя при переживании утраты в детском возрасте выражены меньше, чем в подростковом.
  • Завершенные суициды до подросткового возраста редки, но заметно учащаются в подростковом и юношеском возрасте.

Симптомы депрессии в детском и подростковом возрасте:

  • Эмоциональные: тоскливое настроение, чувство вины, страх/раздражительность, ощущение утраты чувств, колебания настроения в течение дня.
  • Когнитивные: замедление мышления/задумчивость, нарушения концентрации внимания, снижение самооценки/са-мокритика, беспомощность/бессилие, чувство несостоятельности, мрачные представления о будущем, мысли о смерти, ожидание катастроф, идеи греховности, идеи обнищания.
  • Соматические: нарушения сна, снижение побуждений, потеря аппетита, потеря веса, утомляемость/разбитость, ипохондрические жалобы, вегетативные жалобы (головные боли, боли в животе).

В детском и подростковом возрасте могут начинаться такие состояния как циклотимия и дистимия.

  • Циклотимия — это состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости.
  • Дистимия — это состояние сниженного настроения (субдепрессивное) с пессимизмом, чувством безнадежности, недостатком энергии.

Аффективные расстройства (расстройства настроения) – психические нарушения, проявляющиеся изменением динамики естественных человеческих эмоций или чрезмерным их выражением.

Аффективные расстройства – часто встречающаяся патология. Нередко она маскируется под разные заболевания, в том числе соматические. По статистике, аффективные расстройства той или иной степени выраженности наблюдаются у каждого четвертого взрослого жителя нашей планеты. При этом специфическое лечение получает не более 25% больных.

Причины

Точные причины, приводящие к развитию аффективных расстройств, на сегодняшний день неизвестны. Некоторые исследователи полагают, что причина данной патологии кроется в нарушении функций эпифиза, гипоталамо-гипофизарной и лимбической систем. Подобные расстройства влекут сбой цикличности выброса либеринов и мелатонина. В результате нарушаются циркадные ритмы сна и бодрствования, сексуальной активности, питания.

Читайте также:  Гнойный парапроктит у грудничков

Аффективные расстройства могут быть обусловлены и генетическим фактором. Известно, что примерно у каждого второго пациента, страдающего биполярным синдромом (вариант аффективного расстройства), нарушения настроения отмечались хотя бы у одного из родителей. Генетиками высказано предположение, что аффективные расстройства могут возникать из-за мутации гена, локализованного в 11-й хромосоме. Этот ген ответственен за синтез тирозингидроксилазы – фермента, регулирующего выработку надпочечниками катехоламинов.

Аффективные расстройства, особенно в отсутствие адекватной терапии, ухудшают социализацию пациента, препятствует установлению дружеских и семейных отношений, снижают трудоспособность.

Нередко причиной аффективных расстройств становятся психосоциальные факторы. Длительно продолжающиеся как негативные, так и позитивные стрессы вызывают перенапряжение нервной системы, сменяющееся в дальнейшем ее истощением, что может повлечь формирование депрессивного синдрома. Наиболее сильные стрессоры:

  • утрата экономического статуса;
  • смерть близкого родственника (ребенка, родителя, супруга);
  • семейные ссоры.

В зависимости от преобладающих симптомов аффективные расстройства делятся на несколько больших групп:

  1. Депрессия. Самая частая причина депрессивного расстройства – нарушение метаболизма тканей головного мозга. В результате развивается состояние крайней безнадежности, уныния. При отсутствии специфической терапии это состояние может длиться долго. Нередко на высоте депрессии пациенты пытаются совершить самоубийство.
  2. Дистимия. Один из вариантов депрессивного расстройства, отличающийся более мягким течением по сравнению с депрессией. Характеризуется плохим настроением, повышенной тревожностью изо дня в день.
  3. Биполярное расстройство. Устаревшее название – маниакально-депрессивный синдром, так как состоит из двух чередующихся фаз, депрессивной и маниакальной. В депрессивной фазе пациент пребывает в подавленном настроении и апатии. Переход в маниакальную фазу проявляется повышением настроения, бодростью и активностью, нередко чрезмерной. У некоторых больных в маниакальной фазе могут возникать бредовые идеи, агрессия, раздражительность. Биполярные расстройства со слабовыраженной симптоматикой называются циклотимией.
  4. Тревожные расстройства. Пациенты предъявляют жалобы на чувство страха и тревоги, внутреннего беспокойства. Они практически постоянно пребывают в ожидании грядущей беды, трагедии, неприятностей. В тяжелых случаях отмечается двигательное беспокойство, чувство тревоги сменяется панической атакой.

Диагностика аффективных расстройств должна обязательно включать осмотр пациента неврологом и эндокринологом, так как аффективная симптоматика может наблюдаться на фоне эндокринных заболеваний, нервной системы, психических расстройств.

Признаки

У каждого вида аффективных расстройств существуют характерные проявления.

Основные симптомы депрессивного синдрома:

  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • состояние длительной печали или тоски;
  • пассивность, апатия;
  • нарушения концентрации внимания;
  • ощущение собственной никчемности;
  • нарушения сна;
  • снижение аппетита;
  • ухудшение трудоспособности;
  • периодически возникающие мысли о суициде;
  • ухудшение общего состояния здоровья, не находящее объяснения при обследовании.

Для биполярного расстройства характерны:

  • чередование фаз депрессии и мании;
  • подавленность настроения во время депрессивной фазы;
  • во время маниакального периода – безрассудность, раздражительность, агрессия, галлюцинации и (или) бред.

Тревожное расстройство имеет следующие проявления:

  • тяжелые, навязчивые мысли;
  • нарушения сна;
  • снижение аппетита;
  • постоянное чувство тревоги или страха;
  • одышка;
  • тахикардия;
  • ухудшение концентрации внимания.

Особенности протекания у детей и подростков

Клиническая картина аффективных расстройств у детей и подростков имеет отличительные черты. На первый план выходят соматические и вегетативные симптомы. Признаками депрессии являются:

  • ночные страхи, в том числе страх темноты;
  • проблемы с засыпанием;
  • бледность кожных покровов;
  • жалобы на боли в груди или животе;
  • повышенная утомляемость;
  • резкое снижение аппетита;
  • капризность;
  • отказ от игр со сверстниками;
  • медлительность;
  • трудности в обучении.

Маниакальные состояния у детей и подростков тоже протекают атипично. Для них характерны такие признаки, как:

  • повышенная веселость;
  • расторможенность;
  • неуправляемость;
  • блеск глаз;
  • гиперемия лица;
  • ускоренная речь;
  • постоянный смех.

Диагностика

Диагностика аффективных расстройств проводится психиатром. Она начинается с тщательного сбора анамнеза. Для углубленного изучения особенностей психической деятельности может быть назначено медико-психологическое обследование.

Аффективная симптоматика может наблюдаться на фоне заболеваний:

  • эндокринной системы (адреногенитального синдрома, гипотиреоза, тиреотоксикоза);
  • нервной системы (эпилепсии, рассеянного склероза, опухолей головного мозга);
  • психических расстройств (шизофрении, расстройств личности, деменции).
Читайте также:  Двухосевое сотрясение мозга

Вот почему диагностика аффективных расстройств должна обязательно включать осмотр пациента неврологом и эндокринологом.

Лечение

Современный подход к терапии аффективных расстройств основан на одновременном применении психотерапевтических методик и лекарственных средств группы антидепрессантов. Первые результаты проводимого лечения становятся заметны спустя 1-2 недели от его начала. Пациент и его родственники должны быть проинформированы о недопустимости самопроизвольного прекращения приема лекарственных препаратов даже в случае стойкого улучшения психического здоровья. Отменять антидепрессанты можно исключительно постепенно, под контролем лечащего врача.

По статистике, аффективные расстройства той или иной степени выраженности наблюдаются у каждого четвертого взрослого жителя нашей планеты. При этом специфическое лечение получает не более 25% больных.

Профилактика

Ввиду неизвестности точных причин, лежащих в основе развития аффективных расстройств, меры специфической профилактики отсутствуют.

Последствия и осложнения

Аффективные расстройства, особенно в отсутствие адекватной терапии, ухудшают социализацию пациента, препятствует установлению дружеских и семейных отношений, снижают трудоспособность. Подобные негативные последствия ухудшают качество жизни не только самого пациента, но и его близкого окружения.

Осложнением некоторых аффективных расстройств могут быть попытки суицида.

Видео с YouTube по теме статьи:

АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. В норме эмоциональные про­явления постоянно меняются в своей стойкости, глубине, интен­сивности, продолжительности, легкости возникновения, зависи­мости от внешних обстоятельств или физического состояния. Эти изменения могут оказаться не связанными с очевидными жизнен­ными трудностями, соматическим здоровьем, продолжаться дли­тельное время, быть либо очень стойкими и продолжительными, либо крайне интенсивными. В этих случаях, как правило, имеет место патология аффективной сферы. Различают изменения уров­ня чувственной сферы, изменения настроения, изменения эмоцио­нальной реактивности.

Изменения уровня чувственной сферы проявляются двумя группами расстройств: регрессом чувств и прогрессом чувств.

Регресс гувств наблюдается, например, при выраженном ши­зофреническом дефекте в форме исчезновения высших (предмет­ных и мировоззренческих) чувств и преобладания низших (эле­ментарных) чувств, вытекающих из органических потребностей.

Прогресс гувств встречается реже: например, у некоторых пси­хопатических личностей — и характеризуется доминированием вы­сших (предметных и мировоззренческих) чувств, т. е. чувств морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства и др.

Изменения настроения обнаруживаются у больных в виде повышенного (гипертимия) и пониженного (гипотимия) настро­ения.

К разновидностям болезненно повышенного настроения от­носятся гипомания, мания, эйфория, мория, экстаз.

Гипомания, или гипоманиакалъное настроение, характеризуется повышенной деятельностью, сочетающейся с разбросанностью в поступках, веселостью, повышенной общительностью, остроумием, предприимчивостью и уверенностью в себе.

Мания, или маниакальное настроение, проявляется триадой расстройств:

1) повышением настроения;

2) ускорением психической деятельности;

3) увеличением темпа двигательной активности.

Радостное настроение не омрачается ни при каких обстоятель­ствах — ни при печальных событиях, ни при страшных известиях, ни при неудачах. Забываются прошлые неприятности и несчастья. Будущее представляется радужным и полным перспектив. Собст­венное соматическое состояние оценивается как превосходное. Пе­реживается прилив энергии, который реализуется в повышенной активности. Возникающие планы и желания кажутся реальными и легко осуществимыми. Повышается чувство собственного достоин­ства. Обычно легко появляется переоценка профессиональных, физических и умственных способностей. Из-за завышения оценки своих творческих возможностей облегчается создание проектов и конструкций, рисование, декламирование, сочинение стихов, рас­сказов, песен и т. д. Наряду с мыслями о переоценке своих способ­ностей могут быть и бредовые идеи гениальности, величия, физи­ческого превосходства.

Необычная психическая активность проявляется нескончаемой говорливостью, постоянным стремлением распевать песни, во весь голос читать стихи, приказывать окружающим, переругиваться с теми, кто пытается успокоить и усовестить, а также остановить их поток красноречия и актерские порывы. Все это сочетается с неуем­ной и, как правило, неупорядоченной и неутомимой деятельно­стью: неуклюжими попытками помощи окружающим, неуместным вмешательством в профессиональные обязанности тех, кто лечит и ухаживает за больным, танцами, физическими упражнениями и т. д.

Растормаживается сексуальное влечение, постоянно наблюда­ются назойливые приставания к лицам противоположного пола, откровенные предложения, непристойные жесты, а иногда и сексу­альная агрессия. Другие органические потребности, такие, как го­лод и жажда, резко повышены. Больные прожорливы, много пьют, нуждаются только в нескольких часах сна.

Ссылка на основную публикацию
Афобазол и атаракс можно пить вместе
Бич XXI века – стресс. А к нему тревога, волнения, неврозы, панические атаки, соматические проявления (крапивница, кожный зуд, аллергические дерматиты,...
Аугментин в уколах инструкция по применению
Аугментин Инструкция по применению Цена на Аугментин от 142.00 руб. в Москве Купить Аугментин в Москве можно в интернет-магазине Apteka.ru...
Аугментин с клавулановой кислотой
Таблетки Аугментин – это препарат, относящийся к комбинированным антибиотикам широкого спектра действия. Медикамент помимо таблеток выпускается и в других формах,...
Афобазол мазь инструкция по применению
В данной статье можно ознакомиться с инструкцией по применению лекарственного препарата Афобазол. Представлены отзывы посетителей сайта - потребителей данного лекарства,...
Adblock detector