Арт терапия техники и упражнения

Арт терапия техники и упражнения

К настоящему времени в сфере психотерапии сформировалось множество направлений и школ. Все они ставят своей целью помощь человеку справиться со своими проблемами, но используют разные методы, приемы и техники. Одним из наиболее популярных направлений стала арт-терапия, которая использует благотворное влияние на психику человека искусства и творчества.

Что такое арт-терапия: два направления

В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства

О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.

Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.

В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.

В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.

Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.

К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С. Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии. Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.

Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.

Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества

Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое.

Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.

Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.

Арт-терапия для взрослых: как это работает

Изобразительная деятельность – это древнейший вид искусства, который изобрел человек. Сейчас доказано, что рисовать люди научились раньше, чем овладели членораздельной речью. Этот вид творчества оперирует зрительными образами, которые играют важную роль в нашей психике. В этой форме хранится основная масса информации, причем не только на уровне сознания, но и на самом глубинном, подсознательном уровне. А изобразительная деятельность – это тот канал, через который мы можем установить связь с подсознанием.

Создавая образы на бумаге, мы активизируем разнообразные психические процессы, которые помогают справиться подчас с самыми серьезными проблемами и заболеваниями. Еще З. Фрейд считал, что любое художественное творчество выполняет компенсаторную функцию и помогает людям справиться со своими психическими проблемами: комплексами, фобиями, состоянием фрустрации, депрессией и т. д.

Известный российский психофизиолог академик Н. Н. Николаенко успешно использует занятия изобразительной деятельностью для восстановления больных после тяжелейших черепно-мозговых травм, а также в комплексном лечении людей, страдающих от неврозов, депрессий и шизофрении. Об этом можно прочитать в его книге «Психология творчества».

Занятия рисованием и живописью полезны всем людям, вне зависимости от того, считает человек себя способным к этому или нет. Отсутствие способностей к изобразительной деятельности – вообще спорный вопрос, но это тема другого разговора. А в арт-терапии главное – не способности, не умение, а желание. Ведь вы рисуете не на выставку, а для гармонизации собственного состояния, поэтому вопрос «красивости» или качества здесь вообще не ставится.

Как бы вы ни рисовали, ваше творчество все равно будет производить психотерапевтический эффект. Причем его благотворное воздействие на психику осуществляется сразу по нескольким каналам.

  • Создавая на листе бумаги образы, человек устанавливает контакт со своим подсознанием. Там нередко хранятся травмирующие воспоминания, которые оказывают на нас давление и создают неблагоприятную психологическую атмосферу. Вынося травмирующие или беспокоящие образы на бумагу, человек не только освобождается от их воздействия, но и переосмысливает их, трансформирует, делает более понятными и менее болезненными.
  • Занимаясь изобразительной деятельностью, человек переосмысливает свои проблемы через призму творчества. Это помогает ему найти выход из сложной ситуации или смириться с неизбежным.
  • Рисование – это творческий процесс, и сопутствующее ему вдохновение создает в коре головного мозга тонизирующий очаг возбуждения. Он служит источником позитивной энергии и положительных эмоций, помогает преодолеть апатию и депрессию.
  • Изобразительная деятельность – способ самопознания и самовыражения. Создание графических и цветовых композиций позволяет лучше понять свои желания, цели, осмыслить свои проблемы и увидеть пути их решения.
  • Изобразительная деятельность помогает человеку почувствовать вкус к жизни. По признанию многих людей, начавших рисовать в зрелом возрасте, они по-другому, более позитивно взглянули на мир, увидели многое, что не замечали раньше.
  • Рисование активизирует образное мышление и работу правого полушария, тем самым способствуя развитию творческого потенциала.

Все это в совокупности помогает человеку обрести гармонию, прийти к согласию с окружающим миром и с самим собой. Ведь нередко именно внутренние конфликты делают нашу жизнь невыносимой.

Особенностью арт-терапии является также ее универсальный характер – она не только помогает человеку справиться с проблемами и найти выход из самых разных сложных ситуаций, но еще и не имеет противопоказаний. Занятия искусством не могут вам навредить, даже если вы занимаетесь самостоятельно, без руководства опытного психотерапевта.

Практика арт-терапии: принципы и техники

Главные цели арт-терапии – раскрытие внутреннего мира человека и создание максимально благоприятных условий для гармонизации личности. Поэтому так важна активность самого человека, желание погрузиться в мир творчества, почувствовать, как раскрывается сознание под воздействием изобразительной деятельности, танца или музыки.

Принципы арт-терапии

В практике арт-терапии не имеют никакого смысла утверждения «у меня нет способностей», «руки корявые» или «я не знаю, как это делается». Для успеха психологического воздействия нужно изменить отношение к творческой деятельности и рассматривать ее не как «показательные выступления» для других, а как способ самореализации. Избавление от ненужных страхов и комплексов невозможно без соблюдения ряда принципов:

  • Не спрашивайте «как», а просто делайте. В первую очередь, важен процесс, который всегда приведет к какому-то результату. Этот результат не может быть плохим или неправильным, так как является отражением, зеркалом вашего внутреннего мира.
  • Не стесняйтесь. Нередко у людей вызывают смущение даже сами упражнения арт-терапии, не говоря уж о собственных «каракулях». Перешагните через этот психологический барьер, освободите свое творчество, сделайте его увлекательной игрой и наслаждайтесь каждым движением карандаша или кисти по бумаге.
  • Осмысливайте результаты. Размышление над продуктом своего творчества (рисунком, композицией, скульптурой) – это необходимый этап арт-терапии. То, что вы сделали — источник информации о вас, ваших проблемах и путях их преодоления. Именно во время размышлений над результатом творчества приходят в голову самые верные мысли и находятся нужные решения.
Читайте также:  Женщина показывает уретру

Эффект «инсайта», прозрения – очень важный момент в арт-терапии. Его не создаст ни один психолог, каким бы классным специалистом он ни был. Это задача самого участника. Именно вы постигаете свой внутренний мир и делаете выводы.

Техники арт-терапии

Конкретных техник и упражнений, которые используются в арт-терапии, великое множество. Здесь я приведу в качестве примера лишь несколько из них.

Упражнение «Аватара»

Цель этого упражнение – создание условий для самопознания. Оно очень важно, так как часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем себя, своих желаний, проблем, не знаем сильных и слабых сторон.

Одно из значений понятия «аватара» — воплощение души. Это некий объект, который в вашем сознании ассоциируется с вами или символизирует вас. Кто-то выбирает животное, кто-то птицу или растение, а кто-то и неодушевленный предмет.

Найдите в мире то, что максимально полно отражает ваш внутренний мир, и нарисуйте этот объект. Не стремитесь к максимальному сходству с реальностью. Это не нужно, ведь ваша душа и, например, веселый щенок или раскидистая ива, не идентичны. Пусть ваша «аватара» будет ни на что реальное непохожа и уникальна, как уникальна ваша душа. Возможно, рисунок будет схематичный или похож на героя мультфильма. Это неважно. Главное, постарайтесь, чтобы работа отражала ваше состояние. Не забывайте о деталях, каких-то нюансах, подробностях. Не торопитесь, ведь это ваша аватара.

Закончив, внимательно рассмотрите рисунок, полюбуйтесь, поразмышляйте над ним. Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?

Упражнение «Образ цели»

У вас есть какая-то цель? То, к чему вы стремитесь, что влечет вас? К сожалению, многие не имеют четких представлений о своих целях, и это мешает их движению вперед. Традиционное: «Хочу много денег», — это не цель, а средство достижения цели. А вот какой?

Нарисуйте вашу цель. Если сначала у вас возникли затруднения – не смущайтесь, просто рисуйте, черкайте, выводите каракули. И постепенно они сложатся в осмысленный рисунок. Зафиксируйте образ не только в сознании, но и на листе. Проработайте все детали, раскрасьте цветными карандашами, постарайтесь сделать объемным.

Теперь вы уже видите цель, более того, она стала для вас реальной, ведь вы уже воплотили ее в материале, вы можете ее увидеть и пощупать. Еще раз полюбуйтесь на рисунок, похвалите себя и спросите, что вам нужно для достижения цели? Осталось совсем немного до ее полной реализации.

Упражнение «Жизнь как дорога»

В своей жизни нам довелось пройти много дорог – асфальтированных и проселочных, лесных тропинок и садовых дорожек. А какой дорогой вы видите саму свою жизнь?

Нарисуйте дорогу вашей жизни. Подумайте, откуда она начинается, через какие места она проходит, какая она сейчас, что находится на ее обочинах. И вообще, какая она? Мощенная кирпичом или утоптанная множеством ног, широкая или узкая?

Не спешите, вспоминайте, что вам встречалось на этой дороге. Рытвины и ухабы, ровные гладкие участки, подъемы и спуски? Что вы изобразите на обочинах этой дороги?

Внимательно рассмотрите свой рисунок, подумайте над ним. Ответьте себе, довольны ли вы дорогой, по которой идете? Может, есть смысл свернуть? Или вам явно не хватает новых людей, или зеленых насаждений? Какой бы вы хотели видеть вашу будущую дорогу, ведь она еще очень долгая?

Упражнение «Произвольное рисование»

Возьмите лист бумаги и карандаш (ручку), расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, закройте глаза и начинайте рисовать. Рисуйте произвольно, не стараясь создать какой-то осмысленный образ. Разрешите вашей руке свободно двигать карандашом по бумаге, оставляя на ней разнообразные штрихи, каракули, переплетения линий и зигзаги.

Затем откройте глаза и внимательно рассмотрите получившийся рисунок. Что вы на нем видите? Какие образы возникают в хаосе линий? Дорисуйте детали, чтобы завершить увиденную картинку, сделайте четче контуры, закрасьте какие-то места цветными карандашами. Пусть из хаоса линий родится ваше настроение, ваше будущее, ваши надежды и ваше вдохновение.

Занимаясь самостоятельно, старайтесь разнообразить техники. Можно использовать технику пэчворк, создавая композицию из кусочков ткани, вышивку, лепку из глины или композиции из шерсти.

Многим, например, нравится создавать коллаж. Вырезав из журналов, рекламных буклетов, газет картинки и буквы, наклейте их на лист бумаги. Только обязательно четко сформулируйте цель, что вы хотите изобразить: настроение, цель, будущее, решение проблемы или что-то другое. Получившаяся композиция сделает ваши смутные ожидания более понятными и подскажет ответ на сложные вопросы.

Такая техника избавляет от неловкости людей, убежденных, что они не умеют рисовать. Но помните: создавать рисунок самостоятельно значительно полезнее, так как подключаются механизмы идеомоторной связи между рукой и разными участками коры головного мозга.

«Самая здоровая форма проекции — искусство» (Перлз Фриц — Гештальт-Терапевт)

Сегодня представляем 2 часть списка самых популярных арт-терапевтических методов.

В прошлый раз мы рассмотрели упражнения по релаксации, обретению счастья, работе с эмоциями и своим портретом, а так же упражнения для работы с травмами и потерями.

Сегодня рассмотрим следующие группы упражнений: Коллажи, Самостоятельные упражнения, Упражнения — благодарности, упражнения «Внутри разума», и упражнения, которые выделили в группу «разное».

Коллажирование

Если вы предпочитаете вырезать картинки и составлять из них картины, а не рисовать или раскрашивать, то эти проекты для вас.

  1. Создаем мотивационный коллаж. Можно повесить такой коллаж туда, где вы будете его видеть каждый день. Наполните его образами, которые вас будут вдохновлять и повышать мотивацию, это поможет вам продолжать свою работу и напоминать для чего вы его делаете.
  2. Создаем коллаж-маску. Мы все носим некие маски и редко показываем себя настоящего. Этот проект позволяет продемонстрировать, какие маски и лица вы одеваете.
  3. Создать коллаж-беспорядок. Есть вещи, которые захламляют вашу жизнь? В этом проекте, можно использовать слова и фотографии, чтобы показать какой беспорядок на вашем пути. Это так называемое действие от противного — перенос беспорядка на бумагу, чтобы на его место пришла гармония.
  4. Успокаивающий коллаж. Выберите изображения, которые вас успокаивают, умиротворяют и объедините их в одно изображение, создайте привлекательный коллаж, который сможет помочь вам отдохнуть и настроиться на позитивные мысли.
  5. Коллаж-картина. Чтобы выполнить это упражнение, вам сначала нужно создать простую, абстрактную живопись на бумаге. Затем, разорвать эту картину и создать другую. Подумайте, что вы чувствовали, когда вам пришлось разорвать первую картину и подумайте которая вам больше нравится.

Самостоятельная арт-терапия Рассмотрим проекты, подумаем кто вы и как видите мир через эти удивительные арт-проекты.

  1. Рисуйте свои хорошие черты. Создание карты ваших хороших черт поможет посмотреть на себя со стороны, увидеть в себе хорошие стороны.
  2. Нарисуйте себя в виде животного. Подумайте какие животные, которые вызывают у вас интерес и симпатию или чувствую, что это родственная душа? Нарисуйте себя, как это животное.
  3. Создайте график или журнал «самые значимые моменты в моей жизни».Это можно сделать как в специальном блокноте, так и в электронном виде. Этот график будет отражать историю вашей жизни, а самые важные моменты будут выделены визуально.
  4. Собирайте коллаж животных джунгли. Выберите наиболее интересных для вас животных, которые живут джунглей, нарисуйте их, а потом подумайте о том, почему вы выбрали именно их, что вам в них понравилось.
  5. Лепим идеал себя. Если бы вы могли сделать себя идеального, как бы он выглядел? Можно лепить из глины, пластилина или нарисовать.
  6. Рисуйте разные стороны себя. В этом проекте, вы будете исследовать различные аспекты своей личности, давая каждому визуальный образ. Вы можете нарисовать один или два, или сразу двенадцать.
  7. Сделайте поделку или рисунок с вашими отпечатками ладоней или пальцев. Ваши отпечатки пальцев являются уникальным, как и вы сами. Используйте чернила и краски, чтобы сделать уникальное произведение искусства.
  8. Нарисуйте себя в виде дерева. Ваши корни будут символизировать ваши хорошие качества, которые придают вам силы, в то время как ваши листья будут тем, что вы хотите изменить.
  9. Собираем коробку счастья. В этом проекте, вы делаете карточки с описанием положительных качеств, которые у вас есть и которыми вы бы хотели обладать. Затем все эти качества соединяете так, чтобы получился куб или коробка. Можно наклеить их на готовую коробку, но лучше, чтобы эти качества сами образовали коробку. Внутрь вы можете положить то, что вас поддерживает: фото дорогих вам людей, вещи-напоминалки, которые вызывают в вас желание измениться.
  10. Рисуем самое важное детское воспоминание. Что вы помните о детстве? Что сыграло важную роль в вашем детстве и повлияло на вашу жизнь? Подумайте об этом, нарисуйте и попытайтесь понять, почему это было так важно для вас.
  11. Пишу и иллюстрирую сказки о себе. Если вы могли бы поставить себя в счастливую истоию, какую роль бы вы сыграли и как бы история эта развивалась дальше? Создайте книгу, которая рассказывает «ваши» сказки.
  12. Разработка визуальной автобиографии. Этот проект творческого журнала, который просит оглянуться назад на свою жизнь и сделать рисунки, образы, которые будут давать представление о нем.
  13. Создайте свой собственный герб. Выберите символы, которые представляют ваши сильные стороны, чтобы построить из них свой собственный герб. Иногда очень сложно сделать, но не сдавайтесь, у вас получится! Некоторые мои клиенты после такого занятия заказывали себе такой герб в виде печати и отмечали им книги в домашней библиотеке.
  14. Нарисуйте комикс про самый смешной момент вашей жизни. Наслаждайтесь моментом легкомысленностью этого упражнения. Это хорошее анти-стрессовое упражнение.
  15. Создайте свой собственный сайт. Сайт — универсальные способ, выразить себя. Постройте свой собственный и сделайте коллаж или нарисуйте окно, которое будет представлять вас. Затем, разместить предметы внутри коробки (коллажа, окна), вещи(или их изображение), символизирующие ваши ценности.
Читайте также:  Дислалия физиологическая это

Благодарность Здесь вы найдете коллекцию проектов, которые помогут вам быть счастливым и выразите свою благодарность за это.

  1. Визуализируем благодарность. За что вы благодарны в вашей жизни? Нарисуйте или сделайте коллаж об этом.
  2. Создаем генеалогическое дерево силы. Это упражнение чтит тех, кто вас окружает, и кто вас поддерживает. Нарисуйте такое дерево, разместите на нем этих людей. Этот рисунок сохраните, он будет вам напоминать, что есть люди, которые вас поддерживают и вдохновляют, почувствуйте с ними связь.
  3. Сделайте что-то для кого-то другого. Сделать что-то для кого-то может стать отличным способом, чувствовать себя лучше и помочь другим сделать то же самое.
  4. Делаем арт-якорь. Задумайтесь, что такое якорь и что он делает? Кто или что является якорем в вашей жизни, удерживающим вас? В этом проекта, вы будете делать якорь и украшать его людьми и вещами, которые обеспечивают стабильность и прочность. То есть здесь мы будем использовать якорь, как положительный символ.
  5. Рисуем все положительные моменты вашей жизни. Каждый человек имеет по крайней мере один хороший момент в жизни, подумайте и нарисуйте, что делает вас счастливым.
  6. Лепим свою руку в гипсе. Как только «скульптура» высохнет (это может быть просто отпечаток на гипсе), напишите прямо на нее все хорошее, что вы можете сделать.
  7. Красим камни. Этот проект предназначен для того, чтобы прибавить вам сил. Вы можете сделать это двумя способами. Один вариант: надо нарисовать камень с вещами, придающими вам сил. Другой вариант: разрисовать настоящий камень. Некоторые берут для этого достаточно большой камень и потом размещают его у себя в саду или клумбе.
  8. Дерево благодарности. За что вы благодарны? Напишите об этом на листьях и прикрепите их на дерево. Это может быть дерево из глины, веток или нарисованное на ватмане.
  9. Коллаж «Карта сознания». Часто в один день, мы чувствуем разные противоречия. Этот способ позволяет исследовать динамику личности путем визуального сопоставления спонтанных коллажа и рисунка. Коллаж будет поддерживать вас, раскроет ваши внутренние отношения, и поможет определить различные части вашей психики, которые находятся в конфликте.
  10. Создаем снежинку из бумаги. Пишите о том, как вы уникальны на снежинках, которые можно приклеить на окно дома.
  11. Постройте личный «алтарь». Это очень личный проект, который поможет соединить вас и вашу духовную сторону и придать стойкости.

Внутри разума Загляните внутрь вашего разума, чтобы посмотреть, что в нем происходит.

  1. Арт-клякса. Похожа на классический тест Роршаха, сложите бумагу пополам нарисуйте на одной половине что-то краской или чернилами и сложите, чтобы получился симметричный отпечаток и опишите, что вы видите.
  2. Карта Памяти. Сделать визуальное представление ваших мыслей, чтобы выяснить, как работает ваш разум. Например, нарисуйте себя, свою голову, а от нее волнами идут мысли в разные стороны. Это может быть хорошим способом запомнить или систематизировать новую информацию.
  3. Ловец снов. Плохие сны? Создайте этот древний предмет для ловли ваших мыслей, снов и мечтаний.
  4. Рисуйте свои мечты. Вы можете многое узнать о ваших мечтах, сделайте журнал «Мои мечты«и используйте его для вдохновения, рисуйте там, раскрашивайте, сочиняйте.

Разное Если вы не нашли чего-то, что может помочь или успокоить вас, то следующие проекты могут натолкнуть вас на правильное решение.

  1. Использование натуральных материалов. Листья, палки, грязь, глина и другие природные материалы могут помочь вам установить связь с природным миром и с более глубокой частью себя.
  2. Строим архетип. Это серия проектов для построения набора архетипов, или идеалов, которые могут помочь изучить, как вы видите мир.
  3. Используйте свое тело в качестве холста. Займитесь Боди-Артом. Вам не нужна бумага, когда у вас есть ваше тело. Краска на ваших руках или ногах поможет чувствовать контакт с самим собой.
  4. Лепим фигуры духа. Соединиться с предками или своей собственной духовной сущностью, используя скульптурные фигуры. Делаем каркас из проволоки и создаем куклу из листьев или ткани или чего-нибудь еще. У славян это называлось кукла-оберег.
  5. Искусство из мусора. Вы можете повторно использовать старые предметы, которые имеют смысл для Вас. Или просто из старой упаковки или коробки сделать что-то красивое. В любом случае, вы получите представление о том, как вы можете изменить и переосмыслить свою жизнь.
  6. Коллаж со старыми фотографиями. Если вам неудобно, использовать старые фотографии можно сделать копии, но с этом проекте есть одна особенность — вы вглядываетесь в лица на фотографии.
  7. Собственная интерпретация известного произведения искусства. Как бы вы нарисовали Мону Лиза? Используйте известное произведение и свое вдохновение, создавайте свои собственные работы. Это может помочь взглянуть на мир по-новому.
  8. Совместная работа. Ваша поделка или рисунок могут получиться лучше, если вы работаете вместе с кем-то, найдите партнера и работайте вместе, болтайте просто, ни о чем.
  9. Используйте разные предметы как кисть. Будет ли это что-то острое или что-то мягкое, сделайте свой собственный художественный инструмент и используйте его, чтобы выразить то, что чувствуете.
  10. Витражи из карандашей. Отразите на вашу духовную сторону через этот проект, создайте свой собственный «витраж». Используйте стружку от карандашей или восковые мелки. Расплавляйте их утюгом. Цвета будут смешиваться и растекаться, образуя красивые картины.
  11. Покрасим окно. Сделайте краски, которыми можно рисовать на стекле. Есть много рецептом в интернете, например на основе мыла. Рисуйте на стекле. Помните как в детстве под Новый Год разукрашивали стекла окон и сколько радости это приносило.
Читайте также:  Анатомия человека кратко основное

Надеюсь, что из всего многообразия представленных нами упражнений вы найдете занятие себе по душе!

Искусство это удивительный инструмент для терапевтической практики, и оно может быть использовано, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше. Искусство является формой самовыражения и не может существовать без эмоций. Люди выражают свои мысли и лучше осознают эмоции через художественное выражение и через творческий процесс.

Преимущества

Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).

Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.

Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.

Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.

Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.

Материалы

Материалы ограничиваются только фантазией клиента и терапевта. Это может быть бумага, холст, картон, различные краски, фломастеры, карандаши, уголь, мелки, ткани, ленты, клей, глина, дерево, проволока, природные элементы (например, раковины, листья и др.). Предоставление различных материалов разных цветов и текстур может повысить заинтересованность в процессе привести к более глубокому исследованию своих эмоций. Крайне важны соответствующие средства, такие, как ножницы, кисти, ластики, клеевые пистолеты, халаты и салфетки. И в результате творчества может получится настоящее произведение искусства, хотя это не является целью арт-терапии.

Рабочее пространство должно быть удобным для творчества. В идеале, это должно быть светлое, тихое, уютное место, с большими рабочими поверхностями.Клиент должен иметь достаточное времени, чтобы освоиться и познакомиться с творческим процессом. Это особенно актуально для людей, которые не считают себя «художниками». Терапевт должен уметь ответить на общие вопросы о материалах и/или творческом процессе. Однако, он не должен влиять на создание и толкование работы.

О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий:

  1. Предметно-тематический тип (рисуем на заданную тему или рисуем определенный предмет );
  2. Образно-символический тип (рисуем эмоции, чувства, настроение и т. д.);
  3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции («На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру»);
  4. Игры-упражнения с изобразительными материалами (исследование различных изобразительных материалов);
  5. Задания на совместную деятельность (работа в парах, группах, коллективно).

Примеры арт-терапевтических упражнений

1. Упражнение «Цветок»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

2. Упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?

Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.

3. Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.

Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

4. Упражнение «Мое состояние»

Цель: развивать способность анализировать свое внутреннее состояние, учиться менять его.

Материалы: бумага, любой графический материал на выбор.

Закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточься на своем состоянии, если будут приходить образы, то просто наблюдай за ними. А теперь открой глаза и попробуй нарисовать свое состояние. Это могут быть просо цвета и линии или образы.

Посмотри на свой рисунок. Если он тебе нравится, дарит покой, то сохрани его и любуйся, когда захочется развеселиться, если рисунок тебе не нравится, то попробуй изменить его так, чтобы он дарил тебе приятные чувства.

Примечания: упражнение пройдет лучше, если ребенок уже знаком с эмоциями, внимательно следите за состоянием ребенка во время выполнения, помните, что здесь важен процесс, а не результат…

5. Упражнение «Ладошка»

Цель: определить текущее состояние, выявить потребности

Материалы: восковые мелки, бумага формат А4.

Размести на листе свою левую ладонь и обведи ее. Раскрась изображение так, как ты видишь сейчас свое настроение. Далее ведется обсуждение рисунка. Можно задавать вопросы: какие чувства у тебя вызывает рисунок, в какой части рисунка их больше, что говорит тебе ладошка. Затем можно предложить нарисовать ладонь желаемого настроения и ладоши шагов к ней.

Примечания: если ребенок отказывается обводить ладонь, то можно использовать рисунок в круге.

Желаю творческих успехов в арт-терапии.

Комментарии

Арт-терапия просто замечательно подходит для развития ребенка. Моему сыну больше нравится предметно-тематические упражнения — очень уж он любит рисовать.

Даже когда случаются трудности, в моменты, когда мы с дочерью рисуем, как не при каком другом занятии, получается выкинуть тяжелые мысли из головы. А малышка просто в восторге от рисования.

У меня сын довольно крупный и я почему то всегда думала, что какое там рисование, ему больше подходит борьба, ну или что то спортивное, а нет, мой сынок выбрал именно рисование. Его воображению нет предела, каждый день рисует что то новое, а недавно перешел на лепку из пластилина, сидит очень долго, хотела спросить, по сколько часов в день можно разрешать заниматься этим любимым делом?

Ольга, а сколько лет вашему сыну. От возраста зависит продолжительность занятий?

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Ссылка на основную публикацию
Аптв ачтв что это такое
АПТВ (активированное парциальное тромбопластиновое время, АЧТВ) – показатель, отражающий состояние одного из этапов свертывания крови. В клинической практике определение данного...
Апатия к какому врачу обратиться
Депрессия - это психическое заболевание, которое лечить может только врач-психиатр/врач-психотерапевт (психотерапевт - это психиатр, получивший ещё квалификацию по психотерапии, он...
Апикальные наслоения справа
Геннадий Задорожный из Читы спрашивает: Подскажите, отчего внезапно обнаружились на флюорографии апикальные наслоения в легких, поддается ли это состояние лечению...
Аптечка для ребенка в путешествие
Нашим постоянным пациентам при отъезде их с малышом в отпуск мы выдаем по их просьбе список необходимых медикаментов, которые по...
Adblock detector