Артикуляция и фонация речевое дыхание

Артикуляция и фонация речевое дыхание

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.

Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. Типичная ошибка — набор излишнего воздуха; это не только бесполезно, но и вредно. В случае необходимости лучше сделать бесшумный добор воздуха носом уже в процессе речи. Речевое дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. При вдохе сокращается и уплощается диафрагма, главная дыхательная мышца; грудная полость расширяется вперед и в стороны. Плечи, верхний отдел груди при правильном вдохе остаются неподвижными. Речевой выдох осуществляется в первую очередь через рот.

Характеристики речевого дыхания

1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.

2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.

3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи — необходимость быстро, энергично, незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Элементы речевого дыхания

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

Механизм голосообразования Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука голоса -гортань с голосовыми складками. Процесс образования звука голоса называется голосообразованием или фонацией. Звукообразование является результатом сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с головным мозгом. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого обращено кзади (к черпаловидным хрящам), а вершина – кпереди (к щитовидному хрящу). Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в сторону. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем, чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т.е. связки перемещаются к внутрь и к наружу, а не кверху и книзу. В результате колебания голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса. При каждом расхождении голосовых связок во время их колебаний при фонации прорывается очень небольшое количество воздуха. Поэтому давление поступающей в окружающую среду звуковой волны ничтожно по сравнению с давлением свободно выдыхаемой воздушной среды. Таким образом, голосообразование у человека — очень сложный механизм тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в центральную нервную систему об их состоянии и деятельности.

В статье анализируются распространенность нарушений голоса, причины и их особенности у педагогов на основании анкетирования 934 учителей общеобразовательных школ. Установлено, что преподаватели связывают нарушения голоса не только с изменениями тембра голоса, но и с различными субъективными ощущениями, затрудняющими профессиональную деятельность. Основными причинами, вызывающими нарушение голоса, являются чрезмерная голосовая нагрузка, неравномерная у преподавателей различных специальностей, неумение владеть своим голосом, психоэмоциональные стрессовые факторы и частые простудные заболевания, в большинстве случаев — сочетание нескольких факторов. Заболеваемость голосового аппарата у педагогов не имеет тенденции к снижению, что предопределяет необходимость проведения комплексных медицинских и педагогических профилактических мероприятий по предупреждению дисфоний.

гортань, нарушения голоса, предупреждение дисфоний

Проблема нарушений голоса у учителей в последние годы приобретает все большее социальное значение, так как по данным отечественных и зарубежных авторов, отмечается увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы до 55-60% в последнее десятилетие [1-8].

По данным Всероссийского научно-методического центра по фониатрии, распространенность заболеваний голосового аппарата преподавателей различных регионов России по данным обращаемости в фониатрические кабинеты составляет в среднем 65%. Ежегодно у 2% обратившихся учителей диагностируется хронический ларингит, у 6% — предузелковое состояние, у 11% — узелки голосовых складок, у 4,5% — полипы, 18% — парезы и параличи гортани. У 9,5% педагогов во время осмотра органические изменения не выявляются, но в анамнезе отмечаются кровоизлияния, удаление полипов или узелков. В 49% наблюдений диагностируются функциональные нарушения голоса [5].

Подобную тенденцию можно объяснить стрессовыми ситуациями в экономической и социальной жизни, изменением к худшему условий работы преподавателей, увеличением недельной голосовой нагрузки и другими факторами.

Основные причины, вызывающие нарушения голоса у педагогов, можно разделить на биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания), профессиональные (стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки), бытовые (семейное положение, состав семьи, жизненные условия), психологические (конфликтные ситуации бытовые и профессиональные, психоэмоциональные и характерологические особенности личности). Нередко наблюдается сочетание двух и более факторов, вызвавших нарушение голоса [3, 4].

Для изучения распространенности нарушений голоса у педагогов, причин и особенностей их проявления нами проведено анкетирование 934 учителей общеобразовательных школ Москвы, Московской области и других регионов России.

Анкета была составлена таким образом, что позволила получить достаточную информацию о распространенности и причинных факторах нарушений голоса, половозрастном составе, специальности, стаже работы, продолжительности и интенсивности голосовой нагрузки в течение недели, имеющихся заболеваниях, а также тембре голоса.

Читайте также:  Беротек ингалятор цена

Анкетирование проводилось открыто или анонимно (в тех случаях, когда педагоги испытывали чувство тревоги о дальнейшей профессиональной деятельности в связи с состоянием здоровья). Анализ результатов анкетирования позволил выявить этиологические факторы и частоту заболеваний голосового аппарата, определить зависимость нарушений голоса от интенсивности голосовой нагрузки, стажа, возраста, простудных и других соматических заболеваний, психоэмоционального перенапряжения, доказать необходимость постановки голоса для педагогов в период обучения в высшем учебном заведении.

1. Характеристика анкетированных учителей. Для анализа были отобраны анкеты 934 учителей школ Москвы, Московской области и других регионов России, проходящих переподготовку на курсах повышения квалификации. В основном это были женщины 781 (мужчин — 153) в возрасте от 20 до 65 лет.

Наиболее малочисленной была группа учителей старше 50 лет (15,4%), так как педагоги этого возраста менее охотно проходят переподготовку, не всегда заинтересованы в различных экспериментальных исследованиях, испытывают некоторое беспокойство в связи с потенциальной возможностью прекращения дальнейшей профессиональной деятельности.

По стажу работы мы разделили всех обследованных на 5 групп: 1-я — до 3 лет; 2-я — от 3 до 10 лет; 3-я — от 10 до 20 лет; 4-я — от 20 до 30 лет; 5-я — свыше 30 лет. В 1-ю группу мы определили молодых специалистов (17%), в пятую — опытных педагогов со стажем работы свыше 30 лет (12,0%).

Голосовая нагрузка у анкетированных учителей не была одинаковой. Большинство респондентов имели нагрузку, превышающую тарифную ставку (56%); до двух ставок она доходила у 24% тестируемых, более 40 ч в неделю имели 1,8% обследуемых. В исследовании принимали участие учителя практически всех специальностей, поэтому нас интересовало, как взаимосвязано нарушение голоса со специализацией педагога.

2. Особенности голоса у лиц голосо-речевых профессий. Сравнительный анализ особенностей голоса у респондентов проводили на основании ответов на несколько вопросов анкеты, а именно учитывали наличие или отсутствие кратковременных или долговременных потерь голоса, утомляемости голоса, изменение тембра звучания после стрессовых ситуаций, простудных заболеваний, длительных речевых нагрузок.

Из 934 анкетируемых учителей только у 202 (21,6%) не отмечалось изменение голоса.

Утомление голоса после продолжительной речевой нагрузки ощущали 498 (53,3%) человек; различной степени изменение тембра, включая кратковременные потери голоса, имелись у 555 (59,4%) анкетируемых, у 485 (51,9%) человек отмечались частые и долговременные нарушения голоса, в том числе один раз в год — у 332 (35,5%) учителей, два раза в год — у 87 (9,3%), чаще — у 66 (7,1%) человек.

Одним из признаков фонастении является, как известно, появление таких субъективных ощущений, как сухость, першение, «комок» в горле, навязчивое откашливание. Из ответов респондентов следует, что только у 147 (15,7%) человек не было указанных симптомов.

Сухость в горле беспокоила 72% опрошенных учителей. Эти ощущения усиливались при большой голосовой и нервной нагрузке, в стрессовых ситуациях.

Анализ этиологических факторов показал, что большинство анкетируемых педагогов не могли точно указать причину заболевания и связывали нарушения голоса с частыми простудными заболеваниями 406 (43,5%) учителей; с повышенной голосовой нагрузкой — 303 (32,5%) человека; со стрессовыми ситуациями и нервным перенапряжением — 157 (16,8%); с сочетанием факторов — 253 (27,1%), затруднялись назвать причину — 19 (2%).

Таким образом, можно заключить, что наиболее распространенными факторами риска, вызывающими нарушение голосовой функции, являются частые простудные заболевания, перенапряжение голоса, нервное перенапряжение и сочетание нескольких этиологических моментов.

3. Влияние возраста на состояние голосовой функции учителей. Данные о зависимости нарушений голоса от возраста представлены в табл. 1. Сравнительный анализ в выделенных возрастных группах показал отсутствие достоверных статистических различий. Нужно отметить, что во всех возрастных группах отмечен достаточно высокий процент утомляемости голоса, в среднем у 53,3% респондентов. Наиболее высокий процент утомляемости голоса характерен для возрастной группы старше 40 лет.

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

· прослушивание своего голоса;

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Составитель: доцент Н. Г. Гордеева

Голосо-речевой тренинг: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Н. Г. Гордеева. – Кемерово, 2004. – 48 с.

Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Орфоэпия и техника речи» в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Журналистика». Содержит теоретические сведения, методические рекомендации и систему упражнений для выработки навыков голосоведения, речевого дыхания и дикции.

Рекомендовано методической комиссией факультета филологии и журналистики «12 » января 2004 года. Председатель методкомиссии _______________ Т. Г. Рабенко Утверждено на заседании кафедры журналистики и русской литературы ХХ в. «25» декабря 2003 года. Заведующий кафедрой ______________ А. В. Клишин
Читайте также:  Боракс инструкция

Ничем так не пренебрегают и ничто так

Не нуждается в постоянном внимании, как голос.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос, т. е. совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям общения.

Профессиональными качествами голоса являются:

· выносливость — малая утомляемость голосовых связок при большой нагрузке;

· устойчивость — ровность звучания по всему диапазону, без выкриков и провалов;

· сила – умелое использование различных уровней громкости, от тихого до полного интенсивного звука;

· звонкость, чистота звучания;

· собранность звучания, концентрация звука;

· полетность – способность голоса лететь вперед, преодолевая расстояние.

Научить человека владеть своим голосом призвана техника речи— комплекс приемов и навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи.

Овладение техникой речи позволяет:

— не утомляться при многочасовой нагрузке на речевой аппарат,

— добиваться максимального контакта с аудиторией,

— достигнуть высококачественной речи.

Для овладения ТР необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеообразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.

В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для произношения. Произносительными они стали лишь в результате многовековой эволюции человека. Произносительный аппарат включает три функциональные области:

-Респирацию – это организация дыхания. Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, состоящим из легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимой для работы голосовых связок воздушной струи.

-Фонацию – образование голоса. Собственно произносительный аппарат состоит из гортани, внизу которой находятся голосовые связки, глотки, полостей рта и носа.

-Артикуляцию – производство звуков. Артикуляторные органы, непосредственно участвующие в образовании звуков, делятся на активные, способные к самостоятельным движениям (язык, губы, мягкое нёбо, задняя стенка глотки), и пассивные, неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо). Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляционных органов, т. е. определенная артикуляция.

Устная речь– это сложный динамический процесс, который обеспечивается одновременной и целостной деятельностью всех трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Поэтому и техника речи включает комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, артикуляции и произношения.

ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ

Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.

Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. Типичная ошибка — набор излишнего воздуха; это не только бесполезно, но и вредно. В случае необходимости лучше сделать бесшумный добор воздуха носом уже в процессе речи. Речевое дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. При вдохе сокращается и уплощается диафрагма, главная дыхательная мышца; грудная полость расширяется вперед и в стороны. Плечи, верхний отдел груди при правильном вдохе остаются неподвижными. Речевой выдох осуществляется в первую очередь через рот.

Характеристики речевого дыхания

1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.

2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.

3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи — необходимость быстро, энергично, незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Элементы речевого дыхания

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;

2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;

3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.

Дышим правильно говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс, физиологическое же дыхание не требует участия воли и происходит автоматически.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными, при этом создаются самые благоприятные условия для работы голосового аппарата. Контролировать правильное речевое дыхание можно, положив ладонь на область диафрагмы , т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10 ; 1:15 ).В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха.Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно- логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  • подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе
  • слишком большой вдох
  • учащенность дыхания
  • укороченность выдоха
  • неумение делать незаметно для окружающих добор воздуха
  • неправильная осанка

В клинической картине заикания отмечается расстройство дыхания. Основными нарушениями фонационного дыхания у заикающихся являются :

  • дизритмия
  • неэкономичное использование воздуха в процессе голосообразования
  • укороченный, толчкообразный, спорадический выдох
  • частые доборы воздуха, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока
  • спонтанные задержки дыхания на высоте вдоха или выдоха

Наиболее часто отмечается преимущественное использования во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становиться шумным и напряженным.

У заикающихся отмечается несформированность координации механизмов рече- и голосообразования: фонационное дыхание становится поверхностным, аритмичным, объем выдыхаемого воздуха уменьшается, используется нерационально, отсутствует временное соотношение фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. Поэтому при коррекции нарушений плавности речи возникает необходимость специально организовывать деятельность периферических отделов речевого аппарата.

Важное значение в работе над воспитание техники голосообразования является постановка правильного фонационного дыхания. Формирование речевого вдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи, , большое внимание уделяют воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.

Упражнения группируются по степени их усложнения:

  1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых- сформировать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение вдоха и выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.
  2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияют на процесс фонации.
  3. Фонационные дыхательные упражнения

Задачи Направления работы
1. Выработка правильных дыхательных кинестезий. 1. Нормализация тонуса дыхательной мускулатуры
2. Формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи
3. Дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка правильных фонационных кинестезий 1. Формирование фонации на выдохе
2. Определение наиболее комфортного звучания голоса
3. Координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий
4. Увеличение времени фонации
3. Коррекция ритма дыхания 1. Формирование ритмичности дыхания
2. Сознательная регуляция правильного соотношения вдоха и выдоха
3. Распределение выдоха на конкретные речевые отрезки, диктуемые логикой

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания реализуются через систему целенаправленных тренировок. Темп т ритм дыхания формируются в процессе упражнений (статических и динамических), которые выполняют сначала без речи, затем с вербальным сопровождением.

Статические дыхательные упражнения.

Основная задача логопеда – объяснение обучающимся «техники» выполнения упражнений. На первом этапе основное внимание уделяют формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха. Логопед обучает устранять избыточное напряжение в мышцах плечевого пояса, груди , рук. Тренировка осуществляется сидя или лежа( в этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются).Через 5-7 дней , после установления ровного ритмичного дыхания переходят к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

Динамические дыхательные упражнения.

При выполнении динамических упражнений совершенствуется произвольный компонент регуляции дыхания. Выбор комплекса динамических упражнений зависит не только от физических возможностей заикающихся, но и от выявленных недостатков в фонационном дыхании. Так, при астении рекомендуются комплексы, активизирующие мышечную мускулатуру, при при вокальной и дыхательной судорогах речевого аппарата- упражнения, способствующие снятию излишней напряженности дыхательной мускулатуры, в некоторых случаях сочетают активизирующие и релаксационные упражнения. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения), наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения – медленные и плавные движения. При воспитании правильного речевого дыхания чередуют активизирующие и релаксационные упражнения. Для автоматизации и закрепления правильных паттернов дыхания подбирают упражнения, приближенные к естественным условиям жизни человека (ходьба, подъем по лестнице, физические нагрузки). Многократно повторяющиеся комплексы становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяются характер и ритм дыхания: вместо поверхностного и частого формируется более спокойное, глубокое ритмичное дыхание, которое обеспечивает оптимальное звучание речи.

Фонационные дыхательные упражнения.

Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией. Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно. Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных и гласных звуков. Выполнение этих упражнений осуществляют в статических или динамических режимах (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д.), производя тренировку длительного выдоха. Далее выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей заикающихся и подбирается в соответствии с задачами обучения. Например, при гипоназальности рекомендуют произнесение сонорных звуков «м» и «н» как физиологически наиболее удобных и контролируемых, затем отрабатывают гласные звуки.

При вокальной судороге используют придыхательную фонацию, а в сложных случаях (речевой ступор) занятия начинаются с мысленного произнесения звуков или шепота.

В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения, которые постепенно усложняют: наращивают количество звуков, произносимых на одном выдохе, от звука к слогу, слову, словосочетанию и фразе. Основное внимание обращают на технику дыхания во время речи: стремятся избегать излишней потери воздуха во время выдоха, следят за равномерностью дыхания при выполнении задания. При проведении речевого тренинга контролируют правильный вдох, стремясь избегать «перебора» воздуха. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы, плавность движений брюшного пресса при вдохе и выдохе соответствует естественному паттерну дыхания, что свидетельствует о координации фонации и дыхания.

Тренировку выдоха проводят при произнесении коротких чистоговорок, пословиц, поговорок, далее переходят к сложным фразам. Отрабатывая сложные высказывания, обучающиеся произносят первую часть фразы, а затем, после добора воздуха, завершают высказывание.

Далее проводят работу над ритмизированной речью (рифмовки, стихи, басни), прозаическими текстами, диалогом, монологом.

При выборе речевого материала необходимо учитывать возраст, интересы обучающихся, что позволяет повысить их заинтересованность и ускорить процесс автоматизации новых речевых стереотипов.

В зависимости от соматического состояния обучающихся оптимальный результат дают тренировки, продолжающиеся 5-10 минут с интервалом в 10-15 минут. Заикающимся рекомендуют повторять упражнения систематически два раза в день самостоятельно.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля ( слуховой, визуальный, кинестетический).

  1. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография.– СПб.: Речь, 2005.
  2. Поварова И.А. Практикум для заикающихся.– СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.

Учитель-логопед Бажина Е. В.

Ссылка на основную публикацию
Арт терапия техники и упражнения
К настоящему времени в сфере психотерапии сформировалось множество направлений и школ. Все они ставят своей целью помощь человеку справиться со...
Аптв ачтв что это такое
АПТВ (активированное парциальное тромбопластиновое время, АЧТВ) – показатель, отражающий состояние одного из этапов свертывания крови. В клинической практике определение данного...
Аптечка для ребенка в путешествие
Нашим постоянным пациентам при отъезде их с малышом в отпуск мы выдаем по их просьбе список необходимых медикаментов, которые по...
Артелак баланс инструкция по применению цена
При сухости слезной пленки рекомендовано использовать специальные увлажняющие растворы. К таким относятся глазные капли Артелак . Они также назначаются в...
Adblock detector