Бихевиоризм последователи

Бихевиоризм последователи

  • Бихевиоризм как часть психологии
  • Теоретическая база бихевиоризма
  • Ответвления Бихевиоризма
  • Сторонники Бихевиоризма

Бихевиоризм происходит от английского слова behaviour, что переводится как «поведение». Сторонники этой концепции утверждают, что изучение психологии возможно только через призму поведенческих реакций индивидуума. Считается, что именно реакция человека, его поведение, может свидетельствовать о тех или иных психологических особенностях.

Основателем бихевиоризма является учёный из США Джон Бродес Уотсон. Для него было важным преобразовать психологию в более точную науку, которая опирается на некоторый спектр объективных показателей и отмечает характер поведения индивидуума.

Крупный вклад в развитие этой доктрины внёс Беррес Фредерик Скиннер. Он сопоставил поведение человека и его психологическое состояние. Этот ученый провел множество исследований и настаивал на том, чтобы изъять из психологии «ненаучные» представления, оставив только лишь те, которые можно было наблюдать объективно. Иными словами фиксировать стоит лишь внешние проявления, оставив без особого внимания «фикции», которыми Скиннер считал разного рода представления умственного характера. Ученый так же отвергал понятия морали и даже свободы воли, настаивая на том, что человеческое сообщество формируется под воздействием манипуляций поведения человека.
Любопытно, что Бихевиоризм во многом опирается на постулаты видного советского учёного Ивана Петровича Павлова, известного своими экспериментами над условными и безусловными рефлексами.

Бихевиоризм как часть психологии

Ещё на заре своего существования это направление стало поперёк «старой» школы психологии. Основатели были убеждены в том, что единственно верным является изучение не абстрактных мыслеформ человека, а весьма конкретного его поведения в социуме. Иными словами необходимо было отбросить спорную составляющую, связанную с глубинным внутренним миром человека и сделать акцент только лишь на вещах объективных, которые так или иначе можно фиксировать.

Такой подход позволяет последователям бихевиоризма использовать методики исследований, свойственные больше естественным наукам. Объективное исследование человеческой личности приводит сторонников концепции к любопытным выводам. Так они утверждают, что в своих исследованиях не находят подтверждений таких понятий как «воля», «сознание» или «воображение», а значит они должны быть исключены из описания человеческой личности.

Бихевиоризм как часть психологии, занимаясь изучением как таковых поведенческих концепций, ставит перед собой несколько иную цель. Так главной задачей является установление причинно-следственной связи между реакцией индивидуума на некоторый раздражитель и, собственно, самим раздражителем. Причем в обоих направлениях. Т.е. как по результату действия определить ситуацию, которая стала побуждающим фактором, так и наоборот, исследуя некоторое событие предсказать закономерную человеческую реакцию.
С точки зрения последователей этой теории, различные общественные связи между людьми происходили вследствие эволюционного развития и только благодаря фактору предсказуемости человеческого поведения. Иными словами, сообщество не могло бы скооперироваться и создать прочные социальные институты, если бы некоторые виды воздействия на людей не приводили к заранее предвиденным последствиям.
Бихевиористы стремятся стать чем-то на подобии лаборантов в огромной социальной лаборатории. Было установлено, что количество сложных безусловных рефлексов у новорожденного относительно невелико. И агрессивный тип поведения, чаще всего, является следствием воспитательного процесса, а не врожденных особенностей. В связи с этим сторонники бихевиоризма утверждают, что при правильном использовании стимулов и конкретном направлении развития ребёнка, он может пойти по весьма определённой стезе.

Основная схема, используемая в данной науке, состоит из двух переменных S(стимул) и R(реакция). И выражаются в простой формуле S->R. Однако Эдвард Толмен посчитал её слишком упрощённой и предложил свой вариант:
S->I->R;
В этой формуле он добавляет важную переменную I. Она представляет собой сплав воспоминаний человека, его личных установок и полученного жизненного опыта.

Теоретическая база бихевиоризма

Главным недостатком психологии как науки в конце XIX века было отсутствие объективных показателей, которые можно было «замерить», что делало её наукой весьма неточной. На фоне этого теоретическая база бихевиоризма сложилась достаточно своевременно, предлагая объективные характеристики, выявленные вследствие изучения поведения индивидуума.
Хотя данная наука развивалась в США, она, во многом, опиралась на опыты и исследования русских учёных. В особенности Павлова и Бехтерева.
В крайней форме можно вывести три основных постулата бихевиоризма:
1. Поведение человека полностью зависит от стимула который находится на «входе» и приводит к реакции, которую можно фиксировать на «выходе».
2. Подобное отношение является равнозначным.
3. В переменных, находящихся между «входом» и «выходом» данная концепция не нуждается.
Вклад Бехтерева и его «коллективной рефлексологии» в дело развития бихевиоризма сложно переоценить. Именно он выдвинул важную гипотезу о том, что личность человека зарождается вследствие влияния коллектива. Причем подобного рода производная появлялась механически.
Так же важный вклад внёс Айзенк и его «факторная личностная теория» и «трёхфакторная концепция личности», которая опирается на то, что личностная черта является лишь инструментом для существования в некоторых сферах существования.

Ответвления Бихевиоризма

Любая жизнеспособная концепция со временем развивается и «обрастает» новыми направлениями. Бихевиоризм не стал исключением. Он прошел долги путь с классических взглядов своих основателей (как, например, Уотсона) к взглядам более современным.
Ответвления бихевиоризма, хотя и отличаются друг от друга в некоторых особенностях восприятия, опираются на самый главный постулат, согласно которому любая поведенческая реакция человека связана, прежде всего, с объективной окружающей средой и тех воздействий (стимулов), которые она на него оказывает.
Впоследствии в классическую «формулу» S->R была добавлена новая переменная I, преобразовав её в новый вид S->I->R. Сторонники этой модели фактически согласились с тем, что не всё может быть объяснено исключительно внешними сиюминутными факторами.

Соцбихевиоризм в качестве основы ставит необходимость человека в «социализации». Иными словами, для личности очень важно достигать определённых высот в пирамиде людских взаимоотношений.

Необихевиоризм не имеет задачи воспитания человека, он скорее «программирует» его для достижения наиболее благоприятного результата. Это направление, в частности открыло, что положительные стимулы работают лучше отрицательных и приводят к лучшему результату.
Одним из главных упущений этого учения является исключение личностного фактора. Сторонники бихевиоризма не видели (или не желали видеть) того, что разные люди могут по-разному реагировать на те или иные внешние стимулы.

Читайте также:  В каких случаях делают эко оплодотворение

Сторонники Бихевиоризма

Сторонники Бихевиоризма иногда расходились в некоторых своих взглядах. Основателем идеи считается ученый Джон Бродес Уотсон. Он выделил четыре типа поведенческих реакций:
1. Видимые реакции.
2. Скрытые реакции.
3. Инстинктивные реакции.
4. Наследственные акты.
Эдвард Ли Торндайк предположил, что даже проговаривая про себя некоторую фразу человек несознательно будет двигать теми мышцами лица, которые он задействовал бы, произнося слова вслух. Хотя эти телодвижения могут быть едва заметны невооруженным взглядом.
Этот учёный выдвинул свою идею, согласно которой поведение любого живого существа имеет в себе три компонента:
1. Стимулы. Внутренние и внешние, оказывающие влияние на реакцию существа.
2. Сама реакция, внутренняя или внешняя.
3. Ассоциация между ними.
У. Карл натаскивал зверей выполнять определённые задачи, потом удалял некоторые участки мозга, чтобы провести взаимосвязь между ними. Ученый пришел к выводу, что все участки коры головного мозга фактически равнозначны и успешно заменяют друг друга.

Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.

Определение

Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно — английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.

Суть бихевиоризма

Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.

Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.

В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.

Теория Павлова

Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.

Исследования Торндайка

На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» — связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.

Читайте также:  Головокружение при вставании с кровати причины

То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.

За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация — реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:

  • отправная точка – проблемная ситуация;
  • в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
  • он активно ищет соответствующую линию поведения;
  • и выучивается новым приемам методом упражнения.

Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.

Положения бихевиоризма

Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:

  1. Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
  2. Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
  3. Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
  4. Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
  5. Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
  6. Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
  7. Речь и мышление также следует считать навыками.
  8. Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
  9. Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
  10. Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
  11. Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.

Плюсы и минусы бихевиоризма

В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление «бихевиоризм» также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:

  1. Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
  2. Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
  3. Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
  4. Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
  5. При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.

Представители бихевиоризма

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма

И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».

Читайте также:  Болит живот чуть ниже солнечного сплетения

Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.

Бихевиоризм и психоанализ

Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» — и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир. Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.

Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.

В начале XX в. появляется другое влиятельное направление психологии, существующее до сегодняшнего дня — бихевиоризм (от английского слова behavior — поведение). Родоначальник направления — американский ученый Джон Уотсон (1878—1958 гг.), который в противоположность «потоку сознания» как предмету психологии предложил изучать внешнюю и внутреннюю активность человека. Активность человека проявляется в реакциях, его поведение есть сумма реакций. Они могут быть изучены объективными методами, а не субъективными описаниями, самоотчетами и пр. Классический бихевиоризм полагал, что характер реакции организма (Я) определяется только стимулом (S). Поэтому схема анализа поведения выглядит следующим образом: S-R.

Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определенных навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определенного возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определенных условий двух-трехлетние дети могут не только читать, но и писать.

Главная цель классического бихевиоризма: научиться управлять поведением человека и животного через выделение закономерностей, по которым формируются связи реакции и стимула. Естественнонаучный подход к объяснению поведения всех живых существ автор нашел в учении И. П. Павлова и В. М. Бехтерева о механизмах возникновения условных рефлексов, появляющихся прижизненно при условии подкрепления нужного поведения. Эксперимент есть основной метод изучения поведения, который используют последователи бихевиоризма. В этом заслуга классического бихевиоризма, так как психологию развернули к естественнонаучному, материалистическому пути; расширился класс исследуемых явлений (животные, младенцы); установились тесные связи психологии с практикой в сфере обучения детей и животных, лечения, трудовой деятельности. Для педагогики имеют значение работы последователей Уотсона, в частности Б. Скиннера, А. Бандуры. Они предложили идею «программированного обучения» (пошагового обучения через подкрепление каждого шага), «научения» не только через механизм «проб и ошибок», но и посредством механизма «научения через наблюдение». Здесь особым образом решается проблема наказаний и запретов в воспитании, формирования навыков, социальных образцов. Введение этих проблем в область психологии, педагогической психологии, зоопсихологии, практической психологии считается заслугой необихевиоризма. Однако, основная критика бихевиоризма связана с пониманием человеческого поведения как слишком упрощенного феномена, поддающегося внешнему манипулированию. В этой логике получается, что общество может вырастить и получить в результате таких членов, которых оно хочет. Активность самого человека не учитывается при воспитании и обучении, изначально постулируется его пассивность.

Синтез бихевиоризма и психоанализа способствовал разработкам теорий социального научения. Концепции социального научения исследуют процессы приспособления ребенка в окружающем мире, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний. Ведущий теоретик социального научения А. Бандура полагал, что новые модели поведения приобретаются детьми не только посредством реакции на наказание и поощрение, но и благодаря такой формам, как наблюдение, имитация, идентификация. Ключевой для теории социального научения явилась проблема социализации как процесса усвоения индивидом определенной системы норм и ценностей данной культуры.

Школа бихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории и педагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмы обучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленные феномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий, способствующих возникновению просоциального поведения.

Ссылка на основную публикацию
Бифидумбактерин при беременности отзывы
Тот момент, когда женщина узнает о своей беременности, должен стать переломным для ее отношения к себе. Если ранее она могла...
Биохимические свойства сальмонелла тифимуриум
Salmonella — палочковидные неспороносные бактерии, являющиеся абсолютными патогенами для человека. Эти микроорганизмы вызывают такие тяжелые заболевания, как сальмонеллез, брюшной тиф...
Биохимический анализ крови бланк
В современной медицине почти любая диагностика проводится путём различных видов анализов крови. На данной странице мы расскажем о каждом из...
Бифидумбактерин при цистите
Реабилитация после нетяжелых форм острого цистита заключается в том, чтобы как можно меньше раздражать мочевой пузырь, промывать мочевыводящие пути приемом...
Adblock detector