Биоритмы здоровья

Биоритмы здоровья

Состояние любого живого организма на нашей планете меняется в течение суток, день ото дня, из месяца в месяц и год от года. Ритмические колебания в живых организмах называются биологические ритмы. Их изучает специальная наука — биоритмология или хронобиология.

Человек — один из главных объектов исследования для этой науки. Так, температура тела, частота пульса, уровень артериального давления и многие другие показатели состояния человеческого организма все время меняются. На протяжении суток эти изменения составляют полный цикл колебаний, который называется суточный ритм. Около 300 функций человека меняются в суточном ритме. А это значит, что меняется состояние всего организма, его способность отвечать на воздействие факторов внешней Среды, а также способность выполнять различную работу.

Как же формируются биологические ритмы?

По-разному. В значительной степени это зависит от природы. Смена дня и ночи и связанные с нею колебания освещенности, температуры и влажности воздуха действовали на обитателей Земли с самого начала биологической эволюции. Поэтому суточные ритмы физиологических функций самые устойчивые.

Годовой ритм существенно зависит от того, где живет человек — в средних широтах с отчетливой сменой времен года, на экваторе или далеком Севере.

А вот неделяэто ритм не биологический, а социальный, он привнесен человеком, а не природой. И, тем не менее, в процессе учения или труда человеческий организм понемногу настраивается именно на такой цикл деятельности, и в течение недели в нем происходят определенные изменения. Так, в рабочие дни организм более активен, особенно во вторник и среду, а в выходные дни менее.

Недельный ритм поддается перестройке, что происходит, например, когда меняется режим труда или учебных занятий. Однако происходит это постепенно, так как раз сложившись, он обретает устойчивость. Если это свойство такого “молодого” ритма, то тем более это относится к суточному и годовому ритмам.

Об устойчивости биологических ритмов нельзя забывать при организации любой деятельности человека. Успех в работе и учебе возможен только тогда, когда чередование периодов работы и отдыха соответствует биоритмам физиологических функций.

Как же формируются биологические ритмы у детей? Отличаются ли они от ритмов взрослого человека? Можно ли распространять на детей те рекомендации, которые ученые дают взрослым?

После появления на свет младенца, ритмы его различных физиологических функций устанавливаются не одновременно, они рассогласованы друг с другом. Суточные колебания аминокислот в крови (из них состоят белки тела), отмечены у младенцев уже на 4-й день после рождения. Ритм температуры тела начинает устанавливаться на 2-3-ей неделе — с более высокими значениями днем и более низкими ночью. Ритм пульса формируется на 4-й-20-й неделе.

Чем меньше ребенок, тем больше отличается его организм от организма взрослого.

Не все функции малыша подчинены суточному ритму, некоторые из них совершают полный цикл гораздо быстрее. Так, сон у новорожденного и грудного ребенка сменяется бодрствованием несколько раз в сутки.

Только к 1-1,5 годам такой ритм сон-бодрствование сменяется на двухфазный ритм, т.е. в этом возрасте ребенок спит 2 раза в сутки и 2 раза бодрствует.

Есть дети, которые очень рано перестают спать днем, тогда как другие даже в младшем школьном возрасте нуждаются в дневном сне. Беспокоиться в таком случае не стоит. Это индивидуальные особенности детей.

Трудно засыпает днем тот ребенок, в организме которого не происходит снижения уровня физиологических функций необходимого для периода сна.

Насильно заставлять спать такого ребенка не надо. Лучше заменить сон тихим отдыхом. Но если ребенок в первом или даже во втором классе нуждается в дневном сне, то необходимо для этого создать все условия.

Таким образом, развитие у детей ритма сон-бодрствование, а также ритмов других функций протекает индивидуально, и зависит это от наследственности, скорости развития нервной системы и влияния окружающей среды.

К моменту поступления ребенка в школу, ритмы его физиологических функций уже вполне сложились и определяют изменения его работоспособности. Так, наиболее высокая работоспособность у школьников отмечается с 9 до 11 часов утра. Затем ее уровень снижается и восстанавливается (при правильной организации послеобеденного отдыха) к 16-17 часам.

С возрастом биологические ритмы совершенствуются: быстрее достигается и дольше удерживается высокий уровень работоспособности. К тем часам, когда работоспособность достигает максимума, должна быть приурочена наиболее интенсивная умственная работа детей. Учителя это знают, поэтому такие трудные предметы, как математика, физика обычно стоят в расписании вторым-третьим уроком.

Домашние задания желательно выполнять в послеобеденные часы, во время второго подъема работоспособности. Поэтому не стоит требовать, чтобы младший школьник ждал возвращения с работы мамы или папы и в их присутствии садился за уроки. В вечерние часы можно лишь проверить, как Ваш сын или дочь выполнили задания, повторить пройденное, но систематически учить уроки после 18 часов вечера младшим школьникам не рекомендуется. Поздние занятия с постоянным напряжением малоэффективны, а здоровью могут принести большой вред. После такой тяжелой умственной работы ребенку трудно заснуть. Перед сном лучше пойдите с ребенком погулять, поиграйте с ним в тихие игры, почитайте ему или попросите помочь Вам в домашних делах.

В детском возрасте биологические ритмы еще малоустойчивы и легко изменяются. Перенесенный грипп, ангина или другое заболевание часто нарушают их. Часто биологические ритмы оказываются измененными у детей с хроническими заболеваниями, такими как тонзиллит, бронхит, туберкулезная интоксикация и т.д. А ведь от суточных ритмов зависит и здоровье, и школьные успехи. В связи с этим совершенно необходимо всячески содействовать тому, чтобы суточные ритмы были устойчивы. Для этого надо всеми силами стараться поменьше сбивать их неупорядоченностью жизни. Значит, нужен строгий режим дня. Школьник должен ложиться спать и просыпаться в одно и то же время (с отклонениями в пределах 15 минут).

Родители часто спрашивают, надо ли будить школьника, если он не проснулся утром в положенное время. Да, его нужно осторожно разбудить. После этого ребенок пусть немного (3-5 минут) полежит в постели, так как резкий переход от сна к бодрствованию вреден, но и долго оставаться в постели не рекомендуется.

Изо дня в день в одни и те же часы нужно завтракать, обедать и ужинать. Готовить домашние уроки в часы наибольшей работоспособности.

При несовпадении ритмов работы с ритмами физиологических функций развивается болезненное состояние — десинхроноз. Даже двухчасовой сдвиг во времени приводит к десинхронозу. Если сегодня, например, Ваш ребенок лег спать в 9 часов вечера, а завтра ляжет в 11, то налицо уже двухчасовой сдвиг. Чтобы выспаться такому ребенку надо встать на 2 часа позже. Это возможно во время каникул и по выходным дням, но в этом случае ритмы физиологических функций начнут сдвигаться на 2 часа назад. Если же на следующий день надо идти в школу, то вновь появляется необходимость перестройки суточных ритмов, но уже на 2 часа вперед.

Школьник должен уметь продуктивно работать и долго сохранять устойчивый уровень внимания. Это легко, если он занимается ежедневно в одни и те же часы, совпадающие с периодом высокой работоспособности. Если же школьник готовит уроки в разное время дня, то одинаковое по трудности и объему задание он выполняет значительно медленнее.

Отдых тоже подчинен ритму. Дети младшего школьного возраста более подвижны с 8 до 9 часов утра, с 12 до 15 часов дня и с 6 до 7 часов вечера. Эти часы целесообразно отвести для активного отдыха.

Читайте также:  Болезнь вольфа хиршхорна

Привычка к 3-4-х разовому питанию в сутки так же отражает биоритм потребностей человека в пище. Пищеварительной системе тоже свойствен свой ритм работы: ночью она отдыхает, к утру ее активность повышается и достигает максимума днем, далее постепенно снижается к вечеру.

Поэтому для школьников рекомендуется примерно такой режим питания: завтрак — 25% всего рациона, школьный завтрак – 15 — 20%, обед — 35-40% и ужин — 20%.

Ужин должен быть за 1,5-2 часа до сна. На ужин готовят легкие блюда. Наедаться до полного насыщения за ужином не рекомендуется.

Таким образом, правильно построенный режим дня, включающий учебные занятия в школе, домашние уроки, игры и развлечения на свежем воздухе, художественные занятия, четырехразовое питание и домашний сон — это не выдумка врачей, а необходимость, обусловленная законом функционирования нашего организма.

К сожалению, к режиму дня многие относятся плохо. Почти 70% опрошенных детей спят на час меньше положенной нормы, на 1,5-2 часа сокращен сон каждого шестого ребенка. Дети 7-ми лет должны спать 11-12 часов.

Чаще всего нерационально построен режим дня учащихся 1-х классов, так как первоклассники еще не научились правильно распределять время и продуктивно работать.

При нарушении режима у школьников снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, часто болеют.

Чрезмерная нагрузка и отсутствие чередования умственного труда и отдыха ведут к умственному переутомлению. Дети становятся возбудимыми, раздражительными, капризными, плаксивыми, малообщительными, плохо усваивают школьный материал.

Постепенно в результате умственного переутомления ослабляется весь организм, вплоть до тяжелых нервно-психических состояний.

У взрослых людей существуют индивидуальные склонности к работе либо утром (это так называемые “жаворонки”), либо вечером (“совы”). Тот или иной суточный ритм работы начинает складываться в старших классах или на 1-м курсе института, т.е. в 16-18 лет. В этом возрасте ритмы физиологических функций стабилизируются и приближаются к ритмам взрослых.

Мы уже говорили, что существует недельный ритм работоспособности школьников. В Понедельник она невелика: за воскресенье дети “выключились” из работы, и им нужно определенное время, чтобы в нее втянуться. Во вторник и среду работоспособность высокая, хотя в среду уже несколько ниже, чем во Вторник. В Четверг она еще ниже и так постепенно снижается до конца недели. Недельный ритм учитывают педагоги при составлении расписания. Но его нужно учитывать и дома. Хорошая прогулка в выходной день — с выездом за город, с горячим питанием — даст ребятам запас бодрости на предстоящую неделю.

Волнообразные колебания функционального состояния школьников на протяжении года определяются взаимодействием двух внешних факторов: биологического (времена года) и социального (структура учебных занятий).

В первые дни осени работоспособность детей невелика. Они еще не втянулись в занятия после лета. Привыкание к учебной нагрузке в первом классе длится почти 2 месяца.

В ноябре работоспособность становится высокой, затем держится более или менее на одном уровне, а с января по март начинает постепенно снижаться.

С началом весенних дней дети, казалось бы, вновь становятся более активными и подвижными. Однако, весна не самое благоприятное время года. В это время сказывается снижение содержания витаминов в пище, а также повышенная возбудимость нервной системы.

Сезонные ритмы — это реальность, которую необходимо учитывать в организации жизни детей.

Далеко не все секреты биологических ритмов изучены. Учителя жалуются, что весь класс, вдруг, плохо работает, даже лучшие ученики рассеяны и невнимательны. Что это? Возможно, эти явления связаны с ритмами Солнца.

Основоположник гелиобиологии А.Л.Чижевский и его последователи изучили множество явлений в растительном и животном мире, связанных с периодичностью в деятельности Солнца. Были выделены 27-мидневные (период обращения Солнца вокруг своей оси), 5-6-ти и 11-тилетние циклы повышения солнечной активности. В эти дни в организме меняются различные физико-химические процессы. Именно в такие дни происходит больше автомобильных катастроф, аварий и несчастных случаев, а также ухудшение состояния людей, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы.

Для здорового ребенка повышение солнечной активности не опасно. А снижение внимания на уроках и уменьшение производительности умственного труда в такие дни можно свести к минимуму, если ребенок привык трудиться и жить по подходящему для него распорядку дня. А каков же подходящий для Вашего ребенка распорядок дня?

Чтобы определить это, понаблюдайте за тем, как и когда наиболее успешно работает Ваш ребенок. Подумайте, посоветуйтесь с учителем, как лучше составить режим дня, распланировать общие для семьи дела на неделю. Необходима постоянная связь родителей с преподавателями и медицинскими работниками школы, с которыми надо детально обсуждать условия жизни, учебы и воспитания школьника. Воспитывать школьника на свой страх и риск или прибегать к советам малосведущих неопытных людей нельзя. Это наносит только вред здоровью.

Контроль за строгим соблюдением распорядка дня должны осуществлять не только родители, но и другие члены семьи. Старшие школьники должны помогать младшим. Лучшим примером для ребенка являются порядок в семье и сами родители. Чем лучше Вы продумаете организацию работы и отдыха Вашего ребенка, тем лучше Вы получите результат. А результат — это его хорошее здоровье!

Биоритмы и их биологическое значение для организма

Общие представления о биоритмах. Ритмичность процессов прослеживается во всем и везде: по закону ритма живут человек и вся окружающая его природа, Земля, Космос.

Когда-то природа «завела» биологические часы живого так, чтобы они шли в соответствии с присущей ей самой цикличностью. Смена дня и ночи, чередование времен года, вращение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца — изначальные условия развития организма. Биологический ритм стал общим принципом живого, закрепленным в наследственности, неотъемлемой чертой жизни, ее временной основой, ее регулятором.

Биоритмы — периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые самоподдерживаются и самовоспроизводятся в любых условиях.

  • периодом — продолжительностью одного цикла колебаний в единицу времени;
  • частотой ритмов — частотой периодических процессов в единицу времени;
  • фазой — частью цикла, измеряемой в долях периода (начальная, конечная и т.д.);
  • амплитудой — размахом колебаний между максимумом и минимумом.

По продолжительности выделяют следующие циклы:

  • высокочастотные — продолжающиеся до 30 минут;
  • среднечастотные — от 0,5 до 24 часов, 20-28 часов и 29 часов — 6 суток;
  • низкочастотные — с периодом 7 суток, 20 суток, 30 суток, около одного года.

Таблица. Классификация биоритмов человека

Характеристика

Продолжительность

Ультрадианные (уровень работоспособности, гормональные сдвиги и др.)

Циркадианные (уровень работоспособности, интенсивность метаболизма и деятельности внутреннихорганов и др.)

Околонедельные (циркасептанные) (например, уровень работоспособности)

Около одного года

Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объели- нен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов; наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим).

На рис. 1 представлена схема биоритмов, которая отражает часть спектра ритмов жизнедеятельности человека. (На самом деле в человеческом организме ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, электрическая активность мозга, обмен веществ.)

У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:

Читайте также:  Болит горло только с одной стороны слева

Полутора часовой ритм (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает попеременно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство;

Суточный ритм (24 часа) влияет на состояние человека и выражается в цикле бодрствование — сон;

Месячный ритм. Месячной цикличности подчинены определенные изменения в организме женщины. Недавно установлен околомесячный ритм работоспособности и настроения мужчин;

Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма ежегодно во время смены времен года. Установлено, что в разное время года различно содержание гемоглобина и холестерина в крови; мышечная возбудимость выше весной и летом и слабее осенью и зимой, максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает.

Высказываются предположения, что существуют ритмы 2-, 3- и 11-летние — 22-летние, наиболее вероятной считается связь их с метеорологическими и гелиогеографическими явлениями, обладающими примерно такой же цикличностью.

Кроме ритмов, приведенных выше, жизнь человека подчиняется социальным ритмам. К ним люди приучаются постоянно. Один из них — недельный. Дробя в течение многих веков каждый месяц на недели — шесть рабочих дней, один день для отдыха, человек сам приучил себя к нему. Этот режим, не существующий в природе и появившийся в результате социальных причин, стал неотъемлемой меркой жизни человека и общества. В недельном цикле меняется прежде всего работоспособность. Причем одинаковая закономерность прослеживается у групп населения, различающихся по возрасту и характеру труда: у рабочих и инженеров на промышленных предприятиях, у школьников и студентов. Понедельник начинается с относительно низкой работоспособности, от вторника к четвергу — самый гребень недели — она набирает максимальный подъем, а с пятницы опять падает.

Рис. 1. Ритмы жизнедеятельности человека

Биологическое значение биоритмов. Биоритмы выполняют в организме человека по крайней мере четыре основные функции.

Первая функция — оптимизация жизнедеятельности организма. Цикличность — базисное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время; они представляют собой чередование максимума и минимума, ибо доведение функции до максимума лишь в определенные фазы каждого периода цикла экономнее, чем стабильное непрерывное поддержание такого максимума. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления.

Поэтому принцип ритмической смены активности, при которой происходит расход энергетических и пластических ресурсов, и ее торможения, предназначенного для восстановления этих расходов, изначально заложен при возникновении (рождении) любой биологической системы, включая человека.

Вторая функция — отражение фактора времени. Биоритмы — биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в субъективное, биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени. Основными характеристиками биологического времени как особой формы движущейся материи являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем. Благодаря этому осуществляются временная организация биологических процессов в организме и согласование их с периодами колебаний внешней среды, что обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и отражает единство живой и неживой природы.

Третья функция — регуляторная. Ритмование — это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе (ЦНС) и базисный принцип регуляции функций. Согласно современным представлениям, создание рабочих механизмов в ЦНС обеспечивается синхронизацией ритмической высокочастотной деятельности составляющих ее нервных клеток. Таким образом осуществляется объединение отдельных нервных клеток в рабочие ансамбли, а ансамблей — в общую синхронную функциональную систему. Ритмование разрядов мозга имеет принципиальное значение для преобладания главной в данный момент реакции среди прочих. Так создается доминанта, господствующая в данное время функциональная система ЦНС. Она объединяет в едином ритме различные центры и определяет текущую последовательную их деятельность путем навязывания «своего» ритма. Так в структурах мозга создаются нервные программы, определяющие поведение.

Четвертая функция — интеграционная (объединительная). Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности: высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне- и низкочастотным уровням более высокого уровня организации. Иначе говоря, высокочастотные биоритмы клеток, тканей, органов и систем организма подчиняются базовому среднечастотному суточному ритму. Это объединение осуществляется по принципу кратности.

Общая характеристика биоритмов

Жизнь человека неразрывно связана с фактором времени. Одна из эффективных форм приспособления организма к внешней среде — ритмичность физиологических функций.

Биоритм — автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся последовательным чередованием фаз напряжения и расслабления, когда тот или иной параметр последовательно достигает максимального или минимального значения. Закон, по которому происходит этот процесс, может быть описан различными функциями, а в самом простом варианте — синусоидальной кривой.

К настоящему времени у человека и животных описано около 400 биоритмов. Естественно, что возникла необходимость их классифицировать. Предложено несколько принципов классификации биоритмов. Чаще всего классифицируют их на основании частоты колебаний (осцилляции), или периодов. Выделяют следующие основные ритмы:

  • Высокой частоты, или микроритмы (от долей секунды до 30 мин). Примером могут служить осцилляции на молекулярном уровне (синтез и распад АТФ и др.), частота сокращений сердца (ЧСС), частота дыхания, периодичность перистальтики кишечника.
  • Средней частоты (от 30 мин до 28 ч). В эту группу входят ультрадианные (до 20 ч) и циркадные, или циркадианные (околосуточные — 20-28 ч) ритмы. Пример — чередование сна и бодрствования. Циркадианный ритм является основным ритмом физиологических функций человека.
  • Мезоритмы (длительностью от 28 ч до 6-7 дней). Сюда относятся циркасептальные ритмы (около 7 дней). С ними связана работоспособность человека, они в значительной степени обусловлены социальным фактором — рабочей неделей с отдыхом на 6-7-й день.
  • Макроритмы (от 20 дней до I года). К ним относятся циркануальные (цирканные), или окологодовые ритмы. В эту группу входят сезонные и околомесячные ритмы (лунный ритм, овариально-менструальный цикл у женщин и т.д.).
  • Мегаритмы (длительностью в десяток или многие десятки лет). Наиболее известный из них — 11-летний ритм активности Солнца, с которым связаны некоторые процессы на Земле — инфекционные заболевания человека и животных (эпидемии и эпизоотии).

Характеристику каждого биоритма можно описать методами математического анализа и изобразить графически. В последнем случае речь идет о биоритмограмме, или хронограмме.

Как видно из рис. 2, биоритмограмма имеет синусоидальный характер. В ней различают временной период, фазы напряжения и расслабления, амплитуду напряжения, амплитуду расслабления, ак- рофазу данного биоритма.

Временной период — важнейшая характеристика биоритма. Это отрезок времени, по истечении которого происходит повторение функции или состояния организма.

Рис. 2. Схема биоритмограммы на примере циркадного ритма ЧСС: 1 — временной период (сутки); 2 — фаза напряжения (день); 3 — фаза расслабления (ночь); 4 — амплитуда напряжения; 5 — амплитуда расслабления; 6 — акрофаза

Фазы напряжении и расслабления характеризуют усиление и снижение функции в течение суток.

Амплитуда — разница между максимальной и минимальной выраженностью функции в дневное (амплитуда напряжения) и ночное (амплитуда расслабления) время. Общая амплитуда — разница между максимальной и минимальной выраженностью функции в рамках всего суточного цикла.

Акрофаза — время, на которое приходится наивысшая точка (максимальный уровень) данного биоритма.

Читайте также:  Гомеопатия эхинацея композитум

В некоторых случаях кривая приобретает уплощенный или платообразный вид. Это встречается при малой амплитуде напряжения. Другими разновидностями являются инвертированные и двухвершинные биоритмограммы. Инвертированные кривые характеризуются снижением исходного уровня в дневное время, т.е. изменением функции в направлении, противоположном обычному. Это неблагоприятный признак.

Двухвершинные кривые отличаются двумя пиками активности в течение дня. Появление второго пика рассматривается в настоящее время как проявление адаптации к условиям существования. Так, например, первый пик работоспособности человека (11 — 13 ч) — это естественное проявление биоритма, связанное с дневной активностью. Второй подъем работоспособности, наблюдаемый в вечерние часы, обусловлен необходимостью выполнения домашних и других обязанностей.

Происхождение и регуляция биоритмов

Происхождение биоритмов определяется двумя факторами — эндогенным (внутренним, врожденным) и экзогенным (внешним, приобретенным).

Постоянные циклические колебания в различных системах организма складывались в процессе длительной эволюции, и теперь они являются врожденными. К ним относятся многие функции: ритмическая работа сердца, дыхательной системы, мозга и т.д. Эти ритмы называют физиологическими. Выдвинуто несколько гипотез эндогенной природы биоритмов. Наибольшее число сторонников имеет мультиосцилляторная теория, согласно которой в пределах многоклеточного организма (человека) может функционировать главный (центральный) водитель ритма (биологические часы), навязывающий свой ритм всем остальным системам, не способным генерировать собственные колебательные процессы. Наряду с центральным водителем ритма возможно существование второстепенных осцилляторов, иерархически подчиненных ведущему.

Биоритмы, зависящие от циклических изменений окружающей среды, являются приобретенными, и их называют экологическими. Эти ритмы испытывают большое влияние космических факторов: вращение Земли вокруг своей оси (солнечные сутки), энергетическое влияние Луны и циклических изменений активности Солнца.

Биоритмы в организме складываются из эндогенного — физиологического и экзогенного — экологического ритмов. Средняя частота ритмов обусловлена сочетанием эндогенных и экзогенных факторов.

Считается, что центральным водителем ритма является эпифиз (железа внутренней секреции, находящаяся в промежуточном мозге). Однако у человека эта железа функционирует только до 15-16 лет. По мнению многих ученых, роль центрального синхронизатора (биологических часов) у человека берет на себя область головного мозга, называемая гипоталамусом.

Контроль смены состояния бодрствования и сна зависит в значительной степени от светового фактора и обеспечивается связями коры головного мозга и таламуса (центр, в котором собираются импульсы от всех органов чувств), а также активизирующими восходящими влияниями ретикулярной формации (сетчатые структуры мозга, выполняющие активизирующую функцию). Важную роль играют прямые связи сетчатки глаза с гипоталамусом.

Прямые и опосредованные связи коры головного мозга и гипоталамических структур обеспечивают возникновение системы гормонального контроля периферической регуляции, действующей на всех уровнях — от субклеточного до организменного.

Таким образом, в основе временной организации живой материи лежит эндогенная природа биоритмов, коррегируемая экзогенными факторами. Устойчивость эндогенного компонента биологических часов создается взаимодействием нервной и гуморальной (лат. humor- жидкость; здесь — кровь, лимфа, тканевая жидкость) систем. Слабость одного из этих звеньев может привести к десинхронозу (нарушению биоритмов) и последующим нарушениям функций.

Исследователями доказано, что для постоянного совершенствования и тренировки приспособительных механизмов организм периодически должен испытывать стресс, определенный конфликт с окружающей его физической и социальной средой. Если учесть, что периодичность заложена в самой природе живых систем, то становится ясным, что именно такое динамическое взаимодействие организма со средой обеспечивает его стабильность и устойчивую жизнеспособность. Основу всякой активной деятельности составляют процессы интенсивного расходования жизненных ресурсов организма, и в то же время эти реакции являются мощным стимулом для еще более интенсивных восстановительных процессов. Можно утверждать, что динамическая синхронизация — взаимодействие эндогенных и экзогенных ритмов — придает организму живучесть и устойчивость.

Если человек хочет пойти по пути коэволюции вида Homo sapiens и Биосферы Земли для дальнейшего своего существования на планете, он должен немедленно и глубоко осознать, что целью познания является служение жизни. Благоговение перед жизнью — единственное кредо и методологическая основа всех мыслящих о сохранении жизни на Земле.

Сохранение вида Homo sapiens на нашей планете означает сохранение здорового человека, поскольку только здоровый человек может обеспечить долгую и процветающую жизнь вида, т.е. поступательную демографическую ситуацию.

Главные наши исходные положения заключаются в следующем: здоровье человека следует рассматривать как гомеостаз (гомеорез), который базируется на основе генетически детерминированной нормы реакции, обеспечивающей гомеостаз при умеренном (оптимальном?!) воздействии среды и приводящий к дисгомеостазу при усилении действия факторов среды (например, неадекватных, или отрицательно антропогенных), выходящих за пределы нормы реакции или обусловленных генетически уменьшений нормы реакции (в результате внутренних факторов).

В нашем представлении здоровье — это гармония ритмов, совокупность всей симфонии множества ритмов и, прежде всего, генетически обусловленного циркадианного ритма. Закон циркадианного биоритма — альфа и омега, главная закономерность, определяющая оптимальную жизнь человека. Известно, что есть биоритмы, обусловленные геофизически: одиннадцатилетние, определяющиеся ритмом солнечной активности (по А.Л. Чижевскому); годовые и есть суточные или, так называемые, циркадианные ритмы. Какой бы ритм мы не изучали, все ритмы должны быть осмыслены с точки зрения своей биологической значимости и эволюционной целесообразности, в том числе и на генетическом уровне. Таковым в настоящее время можно с полной обоснованностью считать циркадианный ритм. В последние годы сделано эпохальное открытие — показан генетический механизм в ядре клетки эукариот, управляющий биологическими часами клетки, и он является циркадианными часами. Только циркадианный ритм (его дизайн, структура, процентный вклад в спектр ритмов средней частоты по отношению к другим ритмам (прежде всего инфра- и ультрадианным), его амплитуда, акрофаза) может дать четкий ответ на вопрос о количестве здоровья индивидуума, т.к. по оценке циркадианного ритма можно ответить на вопрос о стоимости биологической упорядоченности, т.к. позволяют с математической точностью измерить пространственно-временную структуру биосистемы, ее спектральный состав, сопоставить ее надежность (количество здоровья с величиной энтропии), оценить ее с позиции концепции синергетики о жизнеспособности открытой биосистемы, прежде всего, по величине неравновесности ее параметров и ее диссипативности. Этому аспекту также посвящена наша концепция «волчка», отражающая пространственно-временную организацию биосистемы в онтогенезе человека (1980 г.), а также дальнейшее ее развитие в свете спектрального анализа биоритмов (Губин Д.Г., 1996-2002 гг.). Согласно нашим данным в состоянии патологии биосистема не может иметь оптимальную структуру биоритомв, как и при выздоровлении, устранении внутренней и внешней причин десинхроноза биосистема должна обладать биоритмами высокой надежности.

Имея в руках четкие представления о биоритмологических критериях здоровья человека можно однозначно оценивать здоровье по десинхронозам, развивающимся и по причинному фактору, и по механизмам развития, будь то экзогенные причины (ритмы солнечной активности, трансмеридиональные переезды, нарушение фотопериодизма в районах Приполярья или Заполярья, влияние радиации и др.) или эндогенные (возраст, индуцированный десинхроноз — химический, физический, инфекционный, алкоголь, утомление и т.д.).

Весь набор антропоэкологических факторов, ухудшающих жизнь на планете Земля можно нужно оценивать через единый интегральный показатель среды — здоровье человека, которое можно оценивать через точно измеряемую количественно циркадианную пространственно-временную организацию.

Это означает, что когда мы представляем будущее нашей планеты, как жизнь в ноосфере, мы это должны понимать как гармонию коэволюции человека с биосферой, в которой действуют такие экологические факторы, которые обеспечивают гармонию циркадианных биоритмов человека, т.е. обеспечивают главный интегральный критерий среды — здоровье человека!

Ссылка на основную публикацию
Бетулавит
Бетулин — это очень интересное вещество, которое входит в состав бересты березы. И именно он придает ей белый цвет. С...
Беродуал сироп инструкция по применению
Инструкция по применению: Цены в интернет-аптеках: Беродуал – препарат, применяемый при лечении бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита. Форма выпуска...
Беродуал снимает одышку
Девочки, опять сын сегодня, вернее сейчас закашлял сильно и отдышка, как будто бегал. Ну ему тяжело, видно. Дышим сейчас беродуалом....
Бешенство термообработка
Александр Сидорчук | Птичий грипп известен достаточно давно. Более того, им болела птица на территории нашей страны. Было это лет...
Adblock detector