Дефицит общения со взрослыми приводит к задержке развития

Дефицит общения со взрослыми приводит к задержке развития

Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка — процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, — это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок — приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, — заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам — дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей [2, 21].

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» [22, 39].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей [26].

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это первый акт общения, это не просто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек [24; 34]. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].

Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].

Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования — «прилипчивость» (стремление к физическому контакту)к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.

Читайте также:  Аденома простаты у мужчин операция по удалению

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация».

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Дети с нарушениями интеллекта в неблагополучных семьях: психическое, речевое, социальное, нравственное развитие ВОДВЕНКО ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА Социальный педагог МАДОУ «Волшебница» ЯНАО г. Лабытнанги, Россия, valechka.vdovenko@mail.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация для родителей. Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребёнка Причиной плохого звукопроизношения может явиться неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное.

Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка» Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности.

Квиллинг. Влияние на речевое развитие. Квиллинг-техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них картин. Квиллинг отлично развивает мелкую моторику. Учёные.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться.

Родительское собрание «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Родительское собрание на тему: «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Автор: Козлова Марина Владимировна,.

Влияние музыки на развитие ребенка Многие родители задаются вопросом: а стоит ли учить ребенка музыке? На этот вопрос в музыкальной педагогике ответ один: конечно стоит. Ведь.

Влияние семьи на развитие ребёнка Актуальность проблемы влияния семьи на развитие ребёнка является одной из важнейших проблем воспитания. Родительская семья является важнейшим.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Читайте также:  Атропина сульфат фармакодинамика

Значение общения в психическом развитии ребенка доказывается следующими фактами: 1. влиянием дефицита общения или социальной депривации на развитие ребенка; 2. воспитанием детей животными: нет человеческого общения — нет развития; 3. воспитанием слепоглухонемых детей. Такой ребенок вне специальной системы воспитания скорее всего глубоко умственно отсталый. Функции, структура и закономерности развития общения ребенка (М. И. Лисина). Функции: 1. передача культурного опыта; 2. организация совместной деятельности; 3. формирование и развитие межличностных отношений; 4. познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения: 1. предмет — другой человек, партнер по общению; 2. потребность в общении, стремление к познанию и оценке других людей, а через них — к самопознанию и самооценке; 3. мотивы; 4. действия — инициативные акты и ответные действия; 5. задачи или цели; 6. средства (вербальные, мимические, предметные) и т.д.; 7. продукты (образования материального и духовного характера). Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения. Критерии выделения этих форм: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

М. И. Лисина: периодизацию общения от рождения до семи лет: 1. Ситуативно-личностное (2-6 месяцев) отвечает потребности в доброжелательном внимании взрослого. Основные средства общения — экспрессивно-мимические. 2. Ситуативно-деловое (6 месяцев — 3 года) реализует потребность в сотрудничестве со взрослым и связана с предметной деятельностью. Ведущим является деловой мотив. До года средства общения преимущественно предметно-действенные, после года — вербальные. 3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)- ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?». 4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет) реализует потребность во взаимопонимании и сопереживании. Мотив общения — установление межличностных отношений с партнером. Средства общения вербальные.

Общение как коммуникативная деятельность формируется уже в первые месяцы жизни ребенка. Потребность в общении не врожденная, а формируется прижизненно. Генезис ребенка в потребности общения и развитие первой формы общения с взрослым — центральная проблема младенческого возраста. Возникновение у ребенка потребности в общении со взрослым знаменует переход к младенческому возрасту и находит отражение в комплексе оживления. В состав комплекса входят: 1.сенсорный компонент — зрительное и слуховое сосредоточение на лице говорящего взрослого; 2. аффективный компонент — улыбка, впоследствии (3-4 месяца) переходящая в смех; 3. голосовые реакции — в форме гуканья (короткие отрывистые звуки) и гуления (протяжные звуки); 4. моторный компонент -протягивание ручек и всего тела к взрослому. На шестом месяце комплекс оживления заменяется другими, более сложными формами общения ребенка со взрослым. Критерии возникновения потребности ребенка в общении: 1) внимание и интерес к взрослому, выражающие направленность на его познание; 2) эмоциональные проявления в адрес взрослого, содержащие в себе его оценку; 3) инициативные действия, направленные на взрослого; 4) чувствительность к отношению взрослого, обнаруживающая восприятие ребенком его оценки.

В вопросе о генезисе потребности в общении можно выделить различные позиции: 1. врожденность потребности в общении — этологический подход (К. Лоренц); 2. прижизненное формирование потребности в общении. Здесь взрослый удовлетворяет важную врожденную потребность ребенка, что сопровождается положительными эмоциональными переживаниями, которые по механизму условной связи переносятся на взрослого. Есть расхождения в вопросе о том, какую именно потребность ребенка удовлетворяют. Психоаналитики считали, что это — сексуальное влечение либо потребность в безопасности (социальный психоанализ К. Хорни). Бихевиористы — пищевая потребность ребенка. Представители теории оперантного научения: взрослый сам подкрепляет спонтанные социально желаемые реакции ребенка (например, улыбку, которая первоначально не имеет социального значения и не адресована взрослому). Социальная депривация как ограничение контактов со взрослым приводит к задержке формирования общения ребенка с ним в силу угасания спонтанных реакций улыбки в отсутствии ее подкрепления взрослым. В отечественной психологии: потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, Л. И. Божович, М. И. Лисина). Взрослый – богатый источник зрительных, слуховых, тактильных и вестибулярных раздражений. Эта стимуляция, обеспечивающая функционирование ЦНС, необходима для ее созревания. В силу значимости потребности в притоке новой сенсорной информации, ее удовлетворение сопровождается чувством удовольствия, и фигура взрослого приобретает для ребенка положительную аффективную значимость.

При изучении влияния дефицита общения на ребенка было установлено, что для формирования социальной потребности в общении имеет значение «опережающая инициатива взрослого», предлагающего эмоционально насыщенные содержательные формы и зону ближайшего развития ребенка. Иными словами, взрослый строит отношения с ребенком на более высокой ступени, чем та, которой уже реально достиг. Поэтому, если родители на ранних стадиях развития ребенка (первые два месяца жизни) оказываются вдали от него либо не уделяют ему должного внимания, возрастает риск нарушения формирования у него потребности в общении и возникновения тенденций избегания социальных контактов. Очень важно, чтобы взрослый был не просто источником новых впечатлений, но и включал ребенка в эмоционально-положительное пространство взаимодействия. Если комплекс оживления оказывается несформированным, — уже в раннем младенчестве наблюдается нарушение развития моторных, речевых, социоэмоциональных функций, страдают фактически все стороны развития ребенка.

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби: привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности, что открывает возможности для познавательной активности. Тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бояться нечего и можно смело исследовать мир — открытость ребенка к взаимодействию с миром. Ненадежный тип привязанности приводит к нарушению, искажению или задержке его познавательного развития.

Первый год жизни ребенка — сенситивный период для формирования привязанности. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, различение «своих» и «чужих». Родитель или другой близкий взрослый становится объектом привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, это влечет серьезные нарушения психического развития.

В экспериментах М. Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надежная (близость, положительные эмоции, познавательная активность) привязанность и два тревожных типа привязанности: тревожно-избегающая (дистанцирование, избегание мира) и тревожно-амбивалентная (протестующая) (сильное сближение, амбивалентность реакция, низкая активность). Позже эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом (сильная тревога и страх, дезорганизация, непредсказуемость реакций). Нарушения способности матери адекватно отвечать потребностям и состояниям ребенка приводят к замедлению темпа психического развития ребенка. Ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, нарушениям поведения.

Роль общения в подростковом возрасте, когда проявляются феномены подросткового одиночества, эгоцентризма (Элкинд) — миф о собственной исключительности и миф воображаемой аудитории (все всё время смотрят на меня). Эти феномены преодолеваются только в общении со сверстниками и в процессе формирования эго-идентичности (Эриксон). Роль общения для формирования чувства взрослости (Эльконин) как объективная готовности ребенка принять права и обязанности взрослого и субъективное часто неосознанное отношение к себе как к взрослому. Формирование чувства взрослости осуществляется в интимно-личностном общении со сверстниками, где происходит моделирование, опробование и освоение «взрослых» отношений и сотрудничества, основанных на уважении, равноправии, доверии и верности. Для подросткового возраста характерна особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира.

Читайте также:  Биполярное расстройство что это такое простыми

Роль и значение общения в зрелых возрастах: молодость – поиск и выбор брачного партнера (по Эриксону). В зрелых возрастах общение влияет на дружбу, отношения в семье и систему наставничества. В старости успешность человека определяется степенью его включенности в общение (Лена, более подробно об этом в соответствующих вопросах).

Психическое развитие ребёнка раннего возраста и общение с ним.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества, превращается в полноценную личность. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна. Исследованиями выдающихся отечественных психолог доказано, что общение важнейший фактор психического развития ребёнка (Лисина М.А., Запорожец М.А., Венгер Л.Я.). Как известно, общение это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался, по мотиву добывания средств к существованию (охоты, приготовления пищи и т.д.).

Путь ребенка к вещам и к удовлетворению собственных потребностей, по мнению Л.С. Выготского, всегда пролегает через отношение к другому человеку. Потребность возникает не на фоне удовлетворения органических нужд ребенка, а специально формируется в общении ребенка и взрослого. «Дефицит общения» взрослого и ребенка в первые годы жизни приводит к значительным нарушениям в психическом развитии ребенка.

В младенческом возрасте, общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста и имеет большое значение для общего психического развития ребенка. На протяжении младенчества у детей не формируется положительное самоощущение, переживание свое значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру. Наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, задержки в становлении субъективного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного новообразования. Не происходит своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении.

В раннем возрасте дети, лишенные родительского внимания, не проявляют интерес к своему телу и телесным переживаниям. Общая двигательная заторможенность или расторможенность — импульсивность, тики, навязчивые действия и т.д. У ребенка нет острой необходимости в активной речи: он овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослыми, возникает значительный временной разрыв между пониманием речи и моментом активного овладения ею. На рубеже раннего и дошкольного детства в полном объеме и соответствующей форме центральное новообразование возраста – «Я-сам» не складывается: отношение к предметному миру, к другим людям, к себе оказываются не сформированными. Предметные действия развиваются медленными темпами, становясь с возрастом все менее импульсивными, бесцельными, неспецифическими.

В дошкольном возрасте задержки в психомоторном развитии, снижение общей познавательной активности. Отставание в области развития восприятия; мышления (обобщения и классификации у детей носят синкретический характер, в области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете, не представляют какие единицы измерения используются для определения пространства и времени и т.д.); памяти (отставание в плане формирования функции опосредования); внимания (отставание его произвольной функции), воображение (наличие репродуктивной позиции и стереотипной интерпретации проективного материала); речевого развития (несформированность фонематического слуха, неграмотность, косноязычие). В общей характеристике эмоционального статуса отмечаются высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, одиночество, страхи.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Люди, с которыми ребёнок общается, являются носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. В процессе мотивационного общения, ребенок приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности и увеличивает свой развивающий потенциал. Деятельностное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Таким образом, общение со взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания. В конечном счете оно становится тем контекстом, в котором впервые зарождается, а затем быстро прогрессирует духовная жизнь детей, и они реализуют свои человеческие сущностные силы.

Ссылка на основную публикацию
Дерматолог адмиралтейский район
СПБ ГБУЗ КВД №3 Санкт-Петербург, Рижский пр., 43, лит. А, Телефон для справок, регистратура: (812) 251-54-51 Главная Онас Пациентам Лаборатории...
Депиляция приморский район
Сделать восковую депиляцию лучше всего у прифессионалов в салоне красоты. Преимущества восковой депиляции Доступность Быстрота Более стойкий эффект Считается, что...
Депиляция усиков у женщин в домашних условиях
Усы — это не только мужская забота, но и женская проблема. Часто девушки во время наведения марафета обнаруживают волоски на...
Дерматолог лалаева ариадна михайловна отзывы
Место приема врача Врач Лалаева Ариадна Михайловна принимает в клинике Atlant Med Сlinic (Атлант Мед) г.Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23,...
Adblock detector