Дисфазия развития речи

Дисфазия развития речи

Речь очень важна для ребенка, она является средством общения и взаимодействия с окружающими миром. Поэтому развитие речи тесно взаимосвязано с формированием всех интеллектуальных способностей.

Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, влияние генетических факторов, поражение органа слуха, нарушения функций артикуляционного аппарата, общее отставание в психическом развитии ребенка, недостаточное общение c ребенком.

Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психо­неврологическое обследование.

К наиболее тяжелым расстройствам развития речи у детей относятся алалии. Алалией обычно называют отсутствие речи (частичное или полное) при сохранном общем слухе. В основе алалии лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3-4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать обращенную речь. В случаях раннего поражения речевых центров у детей речь развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как «алалия», но более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Перспективы психического развития, успешность обучения, школьная и социальная адаптация детей с дисфазией развития зависят от ее раннего выявления. Как реакция на речевую недостаточность у многих детей с дисфазией развиваются невротические черты, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, внутренняя напряженность, повышенная раздражительность, обидчивость.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при дисфазии развития не служит полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у пациентов в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер. Именно эта особенность отличает пациентов с дисфазией от детей с общей задержкой психического развития или легкой умственной отсталостью, для которых характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. С другой стороны, необходимо проводить разграничение между дисфазией и темповой задержкой развития речи, обусловленной дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания).

Моторная алалия (дисфазия). Причина моторной алалии — нарушение функций речедвигательного анализатора (моторного центра речи). У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи не нарушено. Самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков, слов. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих обращенную речь, но не желающих говорить. Вместо речи дети используют мимику и жестикуляции, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структурой слова становятся более заметными. Речь замедленна, обеднена, словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.

Сенсорная алалия (дисфазия). В основе задержки развития речи лежат расстройства ее понимания. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Это связано с нарушениями функций речеслухового анализатора (сенсорного центра речи). Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания. В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, а потому дает неправильную реакцию. Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только одного человека (мать, педагога) и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

При произнесении слов допускаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Наблюдаются бессвязные повторения всех известных ребенку слов (логорея), повторы слов, словосочетаний (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются. В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля за своей собственной речью.

Читайте также:  Глюкозурия характерна для

Сенсорная алалия в чистом виде встречается значительно реже, чем моторная алалия, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

Недоразвитие речи при дисфазиях (алалиях) является достаточно глубоким и требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалистов в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает продолжительное время и требует больших усилий. Наряду с про­ведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда. Если специальные меры не будут приняты, то процесс овладения речью не просто задержится по времени, но станет принимать искаженный характер.

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе, незрелость в эмоциональной сфере и поведении, недостаточная познавательная активность, трудности в овладении школьной программой. Отсутствие речи или ее недоразвитие обязательно сказываются в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формиро­вания письменной речи, становления навыков чтения и письма.

Лечение. Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются: логопедическая, психо­логопедагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение, в виде повторных курсов препаратов ноотропного ряда. Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, логопедов, пси­ологов, педагогов). Важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на ранние выявление и коррекцию нарушений формирования устной и письменной речи у детей.

При проведении комплексной коррекции в развития речи детей с алалией прослеживается положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий, приобретают новые речевые навыки и умения. Хорошо известно, что эффективна коррекционная помощь, оказываемая в с возрастной период от 2,5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Но необходимо отметить, что чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

Использовалась статья Н.Н. Заваденко «Отставание в развитии речи у детей: ранние диагностика и коррекция» / Практика педиатра, сентябрь 2014

Понравилась статья? Поделись ссылкой

Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Помогаем при дисфазии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения. Обучаем не только детей, но и их родителей: работа с ребенком не останавливается за пределами клиники, а родители получают навыки, которые пригодятся им в дальнейшем общении с ребенком.

Дисфазия наступает вследствии поражения участков коры головного мозга, отвечающих за речевое развитие. Эти сбои происходят в период вынашивания ребенка, либо в раннем возрасте, еще до того, как малыш учится говорить.

Причиной внутриутробных нарушений может быть употребление матерью наркотиков, токсинов, алкоголя, курение, перенесенные ею инфекции, например, краснуха, токсоплазмоз, сифилис. Недостаток йода в организме беременной женщины, исключение из рациона питания некоторых видов продуктов без возмещения недостающих веществ, например, вегетарианство.

Ребенок, получивший травму в процессе родов, также попадает в “группу риска” дисфазии. Сюда же относится асфиксия и аутизм. Более редкий случай, когда задержка в развитии речи связана с наличием аутизма или отставанием в развитии психики.

Отсутствие детского лепета в первый год жизни — один из главных признаков развития дисфазии. Ребенок не только отказывается “разговаривать”, но и не хочет подражать взрослым, копировать язык и жесты. В более позднем возрасте дисфазия характеризуется непониманием ребенком речи окружающих, “белый шум” вместо слов мамы и папы. Ребенок отмалчивается, когда взрослые задают вопросы, часто, вместо попыток что-то сказать, использует жесты. Не всегда верно интерпретирует побуждающие слова родителей, например, не встает со стула, когда его просят, не идет навстречу, если его зовут. Не откликается на свое имя. По нескольку раз повторяет одни и те же слова, до конца не понимая их смысл. Что касается речи, то ребенок с дисфазией меняет в слове буквы и звуки, а слова — в предложении. Может несколько раз повторять один и тот же звук.

Читайте также:  Medoc марфино

Принято разделять сенсорную дисфазию и моторную. Моторная дисфазия имеет место быть, если ребенок неправильно произносит звуки, коверкает речь, неверно подбирает слова. Чем старше ребенок, тем более ярко проявляются эти дефекты. Словарный запас пополняется не так интенсивно, как у сверстников. Интеллектуальная “пропасть” между детьми становится все больше.

Сенсорная афазия характеризуется непониманием ребенком того, что говорят. Малыш просто не воспринимает стороннюю речь. Часто чтобы “услышать” говорящего, он пристально смотрит ему в лицо, пытаясь “прочесть” смысл речи. Научившись таким образом “понимать” смысл сказанного матерью, ребенок может не реагировать на то же самое, но сказанное посторонним.

Диагностика и лечение

Диагностика дисфазии начинается с подробного опроса матери. Специалист всегда интересуется употребляла ли женщина во время беременности алкоголь, какие принимала лекарства, чем болела и как питалась; успешно ли прошли роды, не было ли осложнений и кислородного голодания у малыша. Дисфазия может развиваться на фоне недостаточной социализации малыша, нежелания родителей заниматься с ребенком, либо направить его к педагогу.

Ребенка обязательно осматривает невролог, изучая рефлексы маленького пациента и работу его мышц. Нарушения в развитии мозга или явные признаки полученных травм помогают увидеть КТ и МРТ. Большую работу проделывает логопед, оценивая уровень развития речи, возможность или невозможность произнесения звуков и слов, анализ того, правильно ли ребенок расставляет буквы в словах, не путает ли окончания и т.д.

Работа таких специалистов как нейропсихолог, логопед и невролог строится на основе того, что является “слабым звеном” в развитии ребенка: сложность в произношении или в понимании.

Если запустить дисфазию, не привлечь воремя специалистов к решению данной проблемы, то последствия болезни могут остаться на всю жизнь. Это сохранение речевого дефекта, отставание в обучении, замкнутость, неуверенность в себе, сложность нахождения в социуме.

Почему тысячи пациентов выбирают “Центр АКМЕ”

За свою 10-летнюю работу Центр “Акме” помог более 1500 пациентов с проблемами нарушения функций головного мозга, отвечающих за развитие речи. Дети и взрослые ведут активную жизнь, вращаются в обществе, растут, развиваются и строят планы на будущее.

“Центр Акме” выступает за безмедикаментозное лечение, позволяющее максимально снизить лекарственную нагрузку. Лекарственные формы могут применяться только в самых крайних случаях.

Тщательная работа неврологов, логопедов и других смежных специалистов, длительный методически выверенный алгоритм логопедического курса, психологическая помощь пациенту и близким — вот основы нашего успеха. Мы всегда стараемся найти подход к пациенту, который позволит максимально эффективно решить проблему. Никакого насилия и принуждения, только партнерство и доброжелательность.

Детям уютно в наших стенах, а взрослые чувствуют, что пришли “по адресу”, знают, что получат высококвалифицированную помощь и поддержку.

Центр “Акме” всегда работает в связке с родителями маленького пациента: “домашняя работа” также важна как и занятия внутри кабинета. Небезразличие родителей к проблеме малыша всегда находит поддержку наших специалистов. Партнерская работа дает стабильный результат, а ребенок не чувствует себя брошенным родителями.

Чтобы ваш малыш как можно раньше начал правильно говорить, грамотно строить речь, активно общаться в кругу сверстников – позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Дизартрия и дисфазия

  • Речь — это процесс артикуляции и произношения.
  • Язык — это процесс, в котором мысли и идеи становятся предметом разговора. Он включает в себя выбор слов для произношения, и формулировку соответствующих предложений или фраз.

Определения

Дизартрия — это нарушение речи,возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дисфазия (также называемая афазией) является нарушением языка.

Дизартрия и афазия означают полное отсутствие способности формировать речь или язык.

Дисфазия может быть восприимчивой или выразительной. Дисфазия — это нарушение способности понимать или использовать произнесенное слово. Это связано с поражением доминирующего полушария и может включать в себя нарушение способности читать, писать и использовать жесты. Рецептивная дисфазия — это сложность в понимании, в то время как выразительная дисфазия — это сложность в соединении слов для придания им смысла. Человек с чистой дизартрией без дисфазии сможет читать и писать как обычно если необходимые двигательные пути не повреждены.

Читайте также:  Диета при обострении хронического пиелонефрита

Неспособность написать — аграфия или дисграфия. Неспособность считать числа — это акалькулия или дискалькулия. Трудность чтения — дислексия.

Речевая область находится в левой, доминирующей стороне мозга примерно у 99% правшей. У левшей правое полушарие является доминирующей стороной только в 30%. Таким образом, нарушение области речи левой стороны, встречается редко.

Как правило, поражение левого полушария вызывает дисфазию, в то время как в правом полушарии оно вызывает пренебрежение, зрительно-пространственные и когнитивные проблемы.

Причины дизартрии

Дизартрия вызвана поражением верхних или нижних поражений двигательных нейронов ствола головного мозга.

Нарушения нервной системы, которые ослабляют мышцы нижней части лица, губ, языка и горла, могут привести к дизартрии.

Шесть различных типов отклонений речи, общих для дизартрии:

  1. Проблемы с регулировкой громкости (слишком громкий, слишком мягкий)
  2. Напряженный или резкий голос
  3. Проблемы с артикуляцией (слова искажаются при произнесении)
  4. Нарушение акцента (во фразировке, скорости речи, ударение на звуки, слоги и тон)
  5. Нарушение контроля высоты тона (говорит слишком высоким или слишком низким голосом)
  6. Снижение жизненной емкости (связано с поддержкой дыхания и контролем во время разговора)

Дизартрия делится на три отдельные категории :

  1. дизартрия вызвана жесткостью, спазмом или плохой координацией мышц, используемых для речи. Это может привести к: «сломанному» голосу
  2. Медленной речи
  3. Неясной артикуляции звуков
  4. Проблемы координации разговора с дыханием
  5. Краткая или необычная краткая формулировка
  6. Проблемы с регулировкой громкости голоса во время разговора (мягкая речь)
  7. Гиперназальная речь

Атаксическая дизартрия возникает из-за проблем с ритмом речи-это может привести к:

  1. Голосовой тремор
  2. Неправильная артикуляция звуков
  3. Проблемы с ритмами между языком, губами и челюстью
  4. Сканирование речи (странный, неестественный стресс на разговорных ритмах)
  5. Проблемы с регулировкой громкости голоса во время разговора (громкая речь), продолжительные промежутки между произнесенными словами

Смешанная дизартрия испытывает сочетание спастической и атаксической дизартрии.

Лечение дизартрии

Речевая и языковая терапия необходима для оценки и лечения бульбарных и лицевых мышц. Программа упражнений разработана для улучшения мышечного тонуса и движения в соответствии с потребностями человека.

Особенности дисфазии

Дисфазию можно рассматривать как нарушение связей между мышлением и языком. Диагноз ставится только после исключения сенсорных нарушений зрения или слуха, нарушений восприятия (агнозии), когнитивных нарушений (памяти), нарушения движений (апраксия) или нарушения мышления, как при деменции или шизофрении. При тестировании на дизартрию и дисфазию может указывать способность пациента повторять или выдвигать сложные фразы или скороговорки.

  • Люди с рецептивной дисфазией часто свободно говорят нормальным ритмом и артикуляцией, но они не понимают того, что говорят.
  • Люди с выраженной дисфазией испытывают трудности в формировании слов и предложений. Есть грамматические ошибки и трудности с поиском правильного слова. В серьезных случаях они не говорят спонтанно, но обычно понимают, что им говорят.

Как правило, выраженная дисфазия предполагает переднее поражение, тогда как рецептивная дисфазия предполагает заднее поражение. Есть несколько подтипов:

  • Сенсорная дисфазия / афазия — поражения локализуются в левой задней перизилвиальной области, и основными симптомами являются общий дефицит понимания, дефицит поиска слов и смысловые парафазии.
  • Производственная дисфазия / афазия — поражения располагаются в левой прецентральной области. Пациенты обычно демонстрируют медленную и прерывистую речь, но с хорошим семантическим содержанием. Понимание обычно хорошее.
  • Проводящая дисфазия / афазия — поражения вокруг дугообразного пучка, задней теменной и височной областей. Симптомами являются недостатки в наименовании, неспособность повторять бессмысленные слова и словосочетания, хотя существует нормальное понимание и продумывание речи.
  • Глубокая дисфазия / афазия — поражения в височной доле, особенно те, которые опосредуют фонологическую обработку. Симптомами являются проблемы повторения слов и семантическая парафазия (семантически связанное слово заменяется, когда его просят повторить целевое слово).
  • Транскортикальная сенсорная дисфазия / афазия — поражения находятся в местах соединения височной, теменной и затылочной областей левого полушария. Симптомами являются нарушение понимания, наименования, чтения, письма и смысловые несоответствия в речи.
  • Глобальная дисфазия / афазия — происходит с обширным повреждением левой перизилвиальной области, белого вещества, базальных ганглиев и таламуса. Симптомами являются обширные и обобщенные недостатки в понимании, повторении, наименовании и производстве речи.

Тесты на рецептивную дисфазию могут включать просьбу пациентов прочитать слова или отрывок. Затем их просят объяснить,что они прочитали.

Приблизительно у 40-60% людей после инсульта может сохраняться некоторая степень дисфазии, которая связана с меньшим социальным участием, худшими результатами реабилитации и ухудшением качества жизни. Вероятность восстановления дисфазии после травмы выше, чем после инсульта.

В медицинском центре «Феникс» принимают Врач детский логопед:

Записаться на прием к врачу и получить более подробную информацию можно по телефонам: (8202) 500-444, 57-09-30, +7-900-557-14-09 либо заполнив форму на нашем сайте.

Ссылка на основную публикацию
Диспорт цена за флакон 500 ед
ДИСПОРТ Clostridium botulinum toxine type A-hemagglutine complex(Ботулинический токсин типа А-гемагглютинин комплекс) Миорелаксанты периферического действия другие лиоф. д/приг. р-ра в/м, п/к...
Дипроспан отзывы больных при пяточной шпоре
Что же такое пяточные шпоры и откуда они берутся? Пяточная шпора — это оссификация (закостенение) сухожилия подошвенной мышцы в области...
Дипроспан уколы курс лечения
Состав В состав уколов лекарства входит дипропионат бетаметазона, эквивалентный чистому бетаметазону в размере 2 мг и 5 мг. Дополнительными компонентами...
Дистония в логопедии это
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего...
Adblock detector