Дистония в логопедии это

Дистония в логопедии это

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.

При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Так, произнося одинаково слова пыл и пыль, мол и моль, ребенок может затрудняться в дифференцировке их значений.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.

Все мышцы языка иннервируются подъязычными нервами, за исключением язычно-нёбных мышц, которые иннервируются языко-глоточными нервами.

Повышение мышечного тонуса в мышцах лица и шеи еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.

Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.

Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению нёбной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. Струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха, выходящая через рот, чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных п, п, б, б. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные носовые сонаты м, м, а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели, ф, ф, в, в.

это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленным повреждением иннервации речевой мускулатуры. В дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи. Оно связано с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

  • Дыхание: плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
  • Фонация (голосообразование): использование голосовых связок и воздушного потока для создания голоса с различным темпом и громкостью.
  • Резонанс: повышение и понижение мягкого неба. Способность усиливать звук.
  • Сочленение: координация быстрых, точных движений губ, языка, нижней челюсти и мягкого неба для ясности речи.
  • Просодия речи: совокупность фонетических признаков таких как тон, громкость, темп. Общая тембровая окраска речи.

Ребенок с дизартрией может иметь любой из следующих симптомов, в зависимости от степени и места повреждения нервной системы:

  • Невнятная речь из-за ограниченно подвижности артикуляционной мускулатуры.
  • Ребенок говорит тихо или речь похожа на шепот (шепотная речь). Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет повреждения иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый, с расстройством модуляции. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При парезах мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной.
  • Медленная скорость речи
  • Быстрая скорость речи
  • Ограниченное движение языка, губ и челюстей
  • Аномальная интонация (ритм) при разговоре
  • При поражении мышц мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость). Происходит изменение вокального качества («носовая» речь или звучание как будто задыхается). При дизартрии мягкое небо обычно малоподвижно в результате нарушения иннервации небных мышц. Мышцы мягкого неба иннервируются двигательными веточками языко — глоточного и блуждающего нервов. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их ядер или подъядерных связей различают периферический и центральный парез мышц мягкого неба.
Читайте также:  Действие отвара шиповника на организм

Проблемы с дыханием могут быть связаны с парезом дыхательных мышц, с нарушением центральной регуляции дыхания, с расстройством координации между дыханием и артикуляцией. Нарушения дыхания проявляются в виде укороченного выдоха, ритма дыхания, особенно в момент речи. Многие дети, несмотря на то, что у них постоянно полуоткрыт рот, выдыхают через нос; произвольное же дыхание через рот часто оказывается невозможным.

Хриплость — при поражении блуждающего нерва, открытая гнусавость и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и нарушением голоса (афония) вследствие частичного или полного нарушения функций внутренних мышц гортани.

Плохое управление слюной особенно характерно для псевдобульбарной дизартрии. Это связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Гиперсаливация часто усиливается за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля.

Еще в практике было выявлено, что дети с дизартрией часто не чувствуют вкус лимона, васаби, хрена, горчицы, то есть не столько ярко реагируют на вкус, как дети без дизартрии. Предполагаю, что это связано с поражением нервов.

Если у ребенка парез круговой мышцы рта и ограничена подвижность губ, то он не может вытянуть их вперед трубочкой или растянуть углы рта в улыбке. В связи с этим нарушается произношение губных звуков (б, п, м, в, ф). За счет уменьшения резонаторной полости грубо искажается звукопроизношение. Парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функции других мимических мышц нижней части лица. Это обусловлено тем, что мускулатура губ иннервируется лицевым нервом.

Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе. Бульбарная дизартрия характеризуется: нарушением глотания, попаданием пищевых масс в нос, нарушения голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограничения подвижности мягкого неба, неподвижности голосовых связок. При бульбарной дизартрии присутствуют все характерные черты псевдобульбарной дизартрии, при этом еще и отсутствуют глоточный и небный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.

Эта форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. В псевдобульбарной дизартрии отмечается повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Ограничение движений губ, языка, мягкого неба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный.

Характерными чертами этой формы дизартрии является непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре. Язык, голосовые связки и губы то резко напряжены, то расслаблены. Присутствуют нарушения модуляции, выразительности, темпа речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.

Читайте также:  Бисептол помогает от головной боли

Поскольку стабильности нет, ребенок в спокойном состоянии может правильно произносить отдельные звуки. Однако, этот же ребенок, например, не может произнести те же самые звуки при общении с родителями и незнакомыми людьми. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония с трудностью удержания какой-либо артикуляционной позы, то при попытке произнесения слов наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Корень языка резко напрягается и ребенок часто непроизвольно выкрикивает отдельные заднеязычные звуки — «гы-кы».

При менее выраженном нарушении мышечного тонуса ребенок пытается говорить, но речь его смазанная, невнятная, голос с гнусавым оттенком.

Характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, а так же нарушением темпа и плавности речи. При мозжечковой дизартрии наблюдается толчкообразный, замедленный характер в речи. Нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы. При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где происходит анализ импульсов из мышц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартрия. Она характеризуется более изолированными нарушениями в произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушения голосообразования.

Современная логопедическая коррекция дизартрии – это коррекция ошибок и формирование правильных артикуляционных моделей (артикуляционные двигательные навыки при произношении звуков), которая направлена на:

  • увеличение подвижности и развитие движений артикуляционных мышц;
  • формирование фонематического слуха;
  • формирование правильного речевого дыхания и звукопроизношения;
  • развитие ритма речи и навыков интонирования.

Коррекция дизартрии у детей требует обязательного предварительного логопедического обследования, которое включает изучение особенностей структуры и степени подвижности мышц артикуляционного аппарата ребёнка, выяснение уровня развития его фонематического слуха и определение структуры дефектов речи.

На сегодняшний день в логопедической практике используются такие эффективные методы коррекции дизартрии, как:

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ «Блиц-игра «Речь педагога особенна»
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Тропко Евгения Сергеевна
Учитель – логопед,
г.Электросталь. Московская область

Сертификат о публикации: не выдавался

( возникает при замедленном созревании или поражении мозжечка).

(поражены двигательные пути идущие от КГМ к ядрам ствола (языкоглоточного и подъязычного нерва))

(поражены подкорковые пути)

(поражена КГМ в передней центральной извилине. Страдают тонкие, изолированные движения).

( развивается в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, черепно-мозговых нервов.

Атаксия (т.е. расстройство согласованности в сокращении различных групп мышц при произвольных движениях).

Спастический парез и тонические судорожного характера нарушения управлением движением речевых мышц по типу ригидности.

Наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных.

Наблюдаются признаки как центрального так и периферического паралича.

Характеристика нарушения мышечного тонуса

Гипотония и атония мышц.

Повышение спастичности, усиление ригидности при начале любого, особенно произвольного действия.

Читайте также:  Анастомозит после резекции желудка лечение

Мышечный тонус нарушен (дистония), реже гипотония.

Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба.

Наличие гиперкинезов и синкинезий

Непроизвольные насильственные движения мышц языка, лицевых мышц, мышц шеи, рук. Синкинезии, тремор языка при целенаправленных движениях.

Синкинезии губно-язычной мускулатуры.

Имитационные синкинезии. Иногда синкинезия распространяется на всём теле.

Синкинезии артикуляционных мышц, оральные синкинезии.

Усиленное слюновыделение (гиперсаливация).

Особенности артикуляционной моторики

Дисметрия (несоразмерность артикуляционной моторики). Часто проявляется как гиперметрия. Трудность выполнения и удержания артикуляционного уклада. Мимика вялая.

Объем артикуляционных движений ограничен. При попытке совершить артикуляционное движение у ребёнка повышается тонус мышц. Язык напряжен, не всегда его удается выдвинуть вперед.

Нарушена артикуляционная моторика и артикуляционный праксис. Трудности при удержании артикуляционной позы. Медленно закрепляется ощущение кинестезии. Затруднена автоматизация поставленных звуков.

Артикуляционная моторика нарушена. Снижен объем и амплитуда артикуляционных движений. Страдает выполнение и сохранение артикуляционных позиций и переключений с одной артикуляционной позиции на другую. Гипомимия лица.

Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Чаще при бульбарной дизартрии – анатрия.

Речь невнятная, не разборчивая. Смазанность артикуляции. Отсутствует стабильность (наличие у больного разных вариантов нарушений одних и тех же звуков: звуки могут и пропускаться и заменяться). Особенно страдают звуки сложной артикуляции.

Разборчивость речи снижена. Речь малопонятна. При незнании контекста, взрослый не понимает ребенка. Нарушение речи не дифференцированно. Звуки лишены четкого фонетического оформления. Гласные одинаковые.

Звукопроизношение нарушено. Нет четкости. Большое количество звуков искажено.

Разборчивость речи снижена. Звукопроизношение нечеткое. Нарушено произношение всех групп звуков. Нарушена дифференциация между глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками.

Речь замедленна, резко утомляет больного. ОНР 1 уровня. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

Характеристика жевания и глотания

Жевание нечеткое, затруднения при сглатывании.

Ребенок плохо кусает, грызет. Нарушено жевание, оно заменяется сосанием. Нарушено глотание, даже когда пьют жидкую пищу. Нарушена координация между дыханием, глотанием и жеванием.

Затруднено и дискоординировано жевание и глотание.

Движения жевательных и глотательных мышц замедлены, но координированы.

Характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.

Дыхание нарушено, низкий объем вдыхаемого воздуха, струя выдыхания слабая.

Дыхание нарушено всегда, из-за спастичности дыхательных мышц.

Выраженных нарушений дыхания нет. Вдох неглубокий, воздушная струя истощена.

Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Мышцы голосовых связок атоничны; голос вибрирует, изменяется по высоте, силе, звонкости; голос может быть назализованным (атония или гипотония мышц мягкого нёба).

Спастическая паретичность голосовых связок. Голос тихий, сдавленный, глухой и хриплый.

Нарушена мелодико-интонационная сторона речи.

Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, назализованный, глуховатый), но выраженных нарушений голоса нет.

Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены.

Нарушена мелодико-интонационная сторона речи, монотонность.

Просодические нарушения есть, выдох слабый, небогатый тембр.

Голос лишен силы звонкости, назализация.

Грубых нарушений нет.

Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости.

Проявление вегетативных расстройств

Собственные мышцы не нарушены, но слюноотделение будет.

Вегетативных расстройств нет. Нет гиперсаливации.

Гиперсаливация за счет спастичности глотательных движений.

Бульбарная дизартрия встречается только во взрослом возрасте.

Интеллект нарушен в большей степени.

Нет прямой связи между дизартрией и интеллектуальными нарушениями.

Ссылка на основную публикацию
Диспорт цена за флакон 500 ед
ДИСПОРТ Clostridium botulinum toxine type A-hemagglutine complex(Ботулинический токсин типа А-гемагглютинин комплекс) Миорелаксанты периферического действия другие лиоф. д/приг. р-ра в/м, п/к...
Дипроспан отзывы больных при пяточной шпоре
Что же такое пяточные шпоры и откуда они берутся? Пяточная шпора — это оссификация (закостенение) сухожилия подошвенной мышцы в области...
Дипроспан уколы курс лечения
Состав В состав уколов лекарства входит дипропионат бетаметазона, эквивалентный чистому бетаметазону в размере 2 мг и 5 мг. Дополнительными компонентами...
Дистония в логопедии это
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего...
Adblock detector