В чем причина человеческой жестокости

В чем причина человеческой жестокости

Агрессия, безжалостность по отношению к сверстникам и братьям нашим меньшим, нетолерантность во всех возможных проявлениях. Нет, это происходит не с нами и не с нашими детьми — восстает все внутри. Однако факты говорят о другом. Это происходит с нами! Вопиющие случаи проявления подростковой жестокости, душераздирающие эпизоды бесчеловечного отношения к детям со стороны молодых родителей — все это становится достоянием общественности, обсуждается, а затем. Забывается потихоньку. До следующего раза. Одни считают, что мир становится все более жестоким. Другие уверены, что нам это только кажется и на самом деле мир все тот же, просто объективная «картинка» долгие годы «замазывалась» и декорировалась, по крайней мере в СССР. Для обсуждения, что же на самом деле происходит с молодым поколением, в студии сетевого вещания «ВМ» собрались эксперты, находящиеся на переднем крае этого «фронта» — представители образования, общественные деятели и психологи. И с первых же минут стало ясно: спор будет жарким…

Без прав и без «укорота»

Безусловно, агрессия агрессии рознь. Одна такова, что требует лишь словесного порицания.

Другая — ответа по закону. По мнению Романа Дощинского, начальника отдела социально-гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, добрая половина наших бед в том, что по сравнению с кажущимися ныне благополучными советскими временами из нашей жизни вообще и воспитательной среды в частности исчезли какие бы то ни было запреты.

— Я думаю, «ящик Пандоры» был открыт в тот момент, когда учитель, по сути, оказался бесправен, — объясняет Роман Анатольевич.

Вот характерный пример. Услышав, что ребенок нецензурно выражается, педагог «выдал» нормальную реакцию — попытался его остановить. Но сегодня сделать это не так просто.

— Учитель, который в такой ситуации начинает действия против ребенка, пытается проявить принципиальность, вызывает, например, его родителей в школу, устраивает какие-то разбирательства, оказывается вовлеченным в такой долгий и муторный процесс, что в следующий раз ему покажется куда проще проявить равнодушие, попросту не заметив происходящее, — с печалью констатирует эксперт.

А итоги — вот они. Взрослый закрыл глаза — развитие ситуации продолжается. И мы можем сколько угодно возмущаться, что на Западе нас считают агрессивными и неуправляемыми, однако, утверждает психолог и писательница Наталья Толстая, это небезосновательно:

— По данным Российской академии наук, россияне по уровню агрессии и нелюбви друг к другу занимают сегодня первое место в Европе. Это, подчеркну, наши данные, собственные!

Главная цель обидчика — подчинить себе волю своей жертвы и таким образом самоутвердиться за ее счет / Фото: Кадр из фильма «Класс» (2007)

Неприятное откровение, правда. Но откровение ли? Мы все это видим и сами. Ругань подростков стала обыденностью, агрессия встречается на каждом шагу. Мы привычно ужасаемся этому и спешим домой, чтобы, заперев дверь, оказаться в иллюзорном ощущении спокойствия. Но и дома бывает не лучше.

— Особенность нынешнего периода в том, что при абсолютно очевидном ухудшении ситуации с ней никто ничего не делает, — уверен Антон Цветков, председатель общественного движения «За реальные дела!».

По мнению Цветкова, в недавнем нашем прошлом было достаточно таких проявлений: и драки случались, и «стенка на стенку», и «район на район» ходили. Однако.

— Да, все это было. Но была при этом и серьезная воспитательная система, хорошо работавшая. Школа и государство выполняли простую и понятную задачу: они воспитывали хороших людей. На это работало все: процессы, происходящие в школе, воспитательная составляющая в которой занимала огромное место, и грамотно выстроенный досуг, многообразные секции, в которых роль воспитателей была возложена уже на тренерские плечи.

Иными словами, на воспитание была направлена целая система, причем отлаженная. Ну а потом… Потом случились 1990-е. Школа от непростой воспитательной функции отказалась. Открытый информационный поток начал атаковать детей, родителям было не до того.

Впрочем, честные педагоги, подчеркивает Цветков, по-прежнему продолжают делать то, что велит им сердце. Но их единицы. Да и крайне трудно им работать в данных условиях, когда, ко всему прочему, еще и развален детский досуг, да и формат патриотического воспитания подорван.

— Это именно так! — горячится Антон Владимирович, — кто бы что ни говорил! Патриотические организации в школу не «зайдут», как ни старайся. А детские лагеря предоставляют сервис, а не воспитание! Да, мы многого раньше не знали. Но в наше время существовал неписаный кодекс чести даже в мальчишеских драках. Лежачих не били, упавшего — не добивали. Сейчас этого нет. К слову: я много общаюсь с достойнейшими современными офицерами. И многие из них рассказывают, что в свое время они были. трудными подростками! Но их вовремя направили в правильное русло.

Так, может быть, и правда картина мира неизменна, а мы просто слишком впечатлились происходящим, поскольку раньше не слышали о таком? Трудно сказать. Вот, скажем, недавно «хитом» в Сети стало видео, на котором ученицы третьего класса частной элитной школы устроили массовую драку, в результате которой несколько девочек получили очень серьезные повреждения внутренних органов. Случай шокировал всех — и жестокостью милых «малышек», и еще одним откровением. Всегда как-то априорно считалось, что подобные проявления характерны для маргинальной среды и детей из неблагополучных семей. Но тут среда была элитной. Что это? «Расползание» проблемы? Проникновение «вируса» в новые социально-общественные области?

— Да нет никакой разницы, элитное заведение, не элитное, — кипятился Антон Цветков. — Разве это важно? Проблема не в этом. Просто у нас полно неполных семей, в которых воспитанием тех же мальчиков занимаются мамы, а еще и в школе основной педсостав представлен учителями-женщинами.

Читайте также:  Жжение в правом боку со спины

Однако у врача-психотерапевта, доктора медицинских наук, профессора Андрея Жиляева мнение несколько иное, и причину возникновения проблем он видит не в этом.

— Когда начинается обсуждение этой темы, всегда возникают высказывания, подобные тем, что я слышал сегодня. Однако на самом деле все и проще, и сложнее. Жестокость — это биологическое свойство человека. Если его не воспитывать, мы и получаем то, что получаем — на «выходе». Дети — это отголосок того, что они получают в своих семьях, закономерное продолжение того, что они там видят. Сегодня у нас в обществе отсутствуют какие бы то ни было тормоза и запреты, с чего, собственно, и начался наш разговор.

Не всегда за школьную драку бывают наказаны именно те, кто ее начал / Фото: Кадр из фильма «Класс» (2007)

В спор с экспертом вступил Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ. Но его точка зрения и настрой шли вразрез с мнением большинства участников круглого стола.

— Да не происходит ничего особенного! — уверен Артем Юрьевич. — Послушайте, ну разве меньше было агрессии раньше? Люди все те же.

Мы меньше знали, да. И никуда не делись тормоза и запреты, они есть. На мой взгляд, идет нормальная человеческая жизнь, не обходящаяся без изъянов.

С этого момента обсуждение вошло в жгуче-острую стадию. Что значит — ничего экстраординарного? А герои нашего времени — кто? И есть ли они вообще?! Едва ли не острее всех высказался по этому поводу Жиляев.

— Мораль и нравственность сегодня подменены квазитермином «успешность». А под успешностью понимается просто куча денег. Ну а достичь более примитивной «успешности» помогают в том числе некие отклики в интернете. Личное стало квинтэссенцией бизнеса. Человек бьет человека, понимая, что взамен получит те самые вожделенные лайки. Все это попросту безнравственно.

Тут, надо сказать, неслабо досталось и прессе. За, скажем так, «внесенную лепту».

— Ну а что творят СМИ? — заговорили эксперты в один голос, пока громче других не возвысил свой голос Антон Цветков:

— Вы освещаете то дурное и страшное, что происходит. А о хорошем не пишете. Конечно, какой интерес в освещении положительных результатов патриотической работы?

— Хорошими делами прославиться нельзя, — заметила Наталья Толстая.

Без «рычагов управления»

Сталкиваясь на всех острых фазах обсуждения фактически в лоб, эксперты тем не менее в чем-то едины во мнении. Например, было подмечено: из нашей жизни полностью ушел такой рычаг стабилизации, как «общественное порицание». Когда-то дети Страны Советов опасались, что их исключат из октябрят, пионерии или комсомола. Может, и не верили в высокие идеалы, но боялись этого исключения — факт. Сегодня в обществе есть активный перекос в сторону личного. Но не в ту, в которую хотелось бы.

— Маленькая моя дочка, вернувшись из школы, едва почувствовав, что я хочу сделать ей замечание, упреждающе подняла руку вверх: но-но, не кричи на меня, я личность, — с улыбкой, но и с грустью рассказывала Наталья Толстая. — Ну откуда взялось это выпирающее «я»? Никто не отменял его роли и значения. Но ведь детям внушают, что должно быть «я», «я», «я», вперед, через головы, по трупам, к неведомым успехам, по головам — впере-е-е-е-ед! И это — правда. А гиперболизация и культивирование исключительно личных интересов привели к искажению изображения. Человек просто перестает адекватно воспринимать себя в окружающем пространстве. Он становится главным, но лишь в собственных глазах.

И теперь доказать окружающим свою великость он готов любыми способами, даже самыми извращенными и жестокими.

— Заметьте при этом, — говорит Андрей Жиляев, — ныне ситуация такова, что даже к откровенным нарушителям правоохранители зачастую не могут применить ни одну из существующих у них технологий.

А вообще, настаивает Жиляев, раньше профилактика жестокости была. во дворе.

— Это была интегрируемая среда. Вы вспомните, на что были похожи наши дворы? Разновозрастные дети, причем ни один взрослый не попадает в контекст детской игры, а по периметру сидят бабушки, которые, если что, могли погрозить пальцем, но не более. Эту интегрирующую среду, учившую на практике толерантности в том числе, мы заменили структурой конкурирующей — секциями. И теперь дети толерантности не знают, у них нет этой прививки. Так что потребность в таком воспитании — есть, а формата — нет. По мнению Романа Дощинского, социальная агрегация, вечная тема для любого, в принципе, государства, ныне в нашей жизни присутствует в полной мере. В моносреде — богатых или бедных — все может быть более-менее спокойно, а фон для агрессии возникает, когда эти среды начинают смешиваться.

— Смешение — это нормально. Государство должно адаптировать детей друг к другу, бедные должны видеть богатых, те — бедных. А еще школе нужно воспитывать родителей.

И вот тут, пожалуй, основная проблема и вскрылась. Мало какое предложение вызывало такие бури, как последнее. Взрослые же люди — они знают истину, а уж в педагогике-то кто не разбирается. Оказалось, сам термин «воспитание родителей» просто неприемлем для многих, как неприемлема мысль о том, что кто-то из взрослых может быть не прав, в чем-то не разбираться или что-то делать неправильно.

Читайте также:  Виды инфекционных заболеваний и характер их протекания

Самое главное, что вы можете сделать для своего ребенка, — показать ему, что он не один / Фото: Кадр из фильма «Класс» (2007)

Правда, недовольство предложением Дощинского имело форму принципиальной позиции.

— Вот только не нужно родителей воспитывать! — возмутился Артем Кирьянов. — Я учился в школе много лет назад. Сейчас же, когда захожу в школу, сгораю от стыда, слыша, что говорят педагоги родителям. Сколько лет этим методикам? Кого и чему могут научить по ним?! По мнению ряда экспертов, в мире нашем что-то происходит, а в школе — ничего не меняется.

Родители боятся говорить с учителями на равных, поскольку опасаются, что это отразится на ребенке. И тут спор заострился окончательно.

Поскольку это — одна часть правды. А основная правда в том, что сегодня между родительским и педагогическим сообществом нет понимания, и они скорее воспринимают себя противоборствующими силами, находящимися по разные стороны баррикад.

— А вы представьте себе, — возмутился Роман Дощинский, — что родители на самом деле вмешиваются в работу педагогов, когда не надо! Вот недавно учитель разнял двух подростков и, останавливая одного из них, потрепал его слегка. И вы знаете, чем кончилось? Учителю пришлось уволиться! Сюда ведь теперь еще ювенальные вещи примешиваются.

Таким образом, нынешняя ситуация с подростковой жестокостью корнями упирается в большую беду — нескоординированность действий общества взрослых в этом отношении.

— Надо дать педагогам больше свободы! — уверял Антон Цветков. — Ведь это призвание. Не надо душить их невероятным количеством различных бумаг, методразработками, загонять в рамки формализма. Им надо доверить воспитание детей и перестать называть «услугой».

— Мы сейчас наблюдаем причудливый изгиб того, что называли гуманизацией образовательной системы. Образование — тонкая вещь. Прежде чем заниматься инновациями, надо было консолидировать предыдущий опыт, а не выбрасывать его, как не нужное никому наследие, — добавил Андрей Жиляев.

Впрочем, по мнению Романа Дощинского, эксперты правы далеко не во всем. И говорить о том, что сегодня просто нет социального заказа на выращивание хороших людей, нельзя.

— Есть такой заказ. Всегда был и сейчас есть. И все верно — человек, который ставил когда-то в аттестате оценки по поведению и прилежанию, должен был быть наделен самыми лучшими нравственными характеристиками. И одна из проблем сегодняшнего дня — наше недоверие к учителям. Мы так хотим, чтобы школа воспитывала детей, но так боимся слова «воспитание», что лишь услышав его, включаем крайне болезненную коннотацию.

Ну а пока это так — круг замыкается. Мы не воспитываем детей, рассчитывая на школу, она не воспитывает, боясь «не соответствовать» родительским представлениям о воспитании.

— Школа — точная картинка острой социальной проблемы, которая стоит перед обществом, — подводил итог Андрей Жиляев. — Мы очень многое утеряли, включая наработанные годами инструменты воспитания, это ясно теперь уже всем. Жестокость — это лишь лакмусовая бумажка существующих проблем и реалий. Мы же видим — единой позиции нет даже среди нас, взрослых. Мы понимаем, что дети — это материал, впитывающий то, что ему дают. И единственный способ как-то изменить «картину дня» — консолидироваться на том, что мы хотим видеть в конце концов, каких людей, какое поколение, какое общество, с какими чертами. — Пусть «я» будет заменено на «мы». «Мы» — в семье, обществе, стране, — предложила Наталья Толстая.

И лучше этого, надо полагать, ничего и не придумаешь.

Что такое жестокость? Когда проявляют жестокость? По-моему мнению, жестокость проявляется в конфликте, где несколько людей не согласны между собой, ну или, если человек вспыльчив, вот тогда он может проявить жестокость и сделать что-то под горячую руку или эгоистическая натура человека и равнодушие окружающей тебе среды.

Многие писатели в своих произведениях смогли описать проявление жестокости. Чтобы доказать выдвинутый мною мнение, я хочу обратиться к творчеству А.С.Пушкина„ Дубровский”.

В этом произведении происходит конфликт между Андреем Дубровским и Кириллом Троекуровым , последствия были трагичными из-за жестокости и сказанных слов от Дубровского, хоть и было обидно Троекурову, думаю, что не стоило ругательства, несчастного суда и гибели героя. Кирилл Троекуров не пожалел друга, которым было связано очень много воспоминаний. Помещиками правило бессердечие , жестокость, желание отомстить и вот это привело к смерти Андрея Дубровского. Последствия были очень плохи. Проявление душевной жестокости одного человека сделало очень несчастным многих людей.

Для полного подтверждения, приведу второй пример из произведения М.Горького„На дне“. Василиса Костылева жена Михаила Костылева они в браке четыре года , но Василиса не имеет чувств к мужу, имеет, конечно, только ненависть и равнодушие. Желание получить наследство. И для этого она легко решается на то, чтобы убить мужа и подговаривает вора Ваську Пепла. Даже трудно представить насколько человек должен быть жестоким и эгоистичным, чтобы решится на такой поступок. То, что Василиса выдана замуж не по любви , это видно её поступке. Писатель хотел показать как она жестока со своим мужем.

Таким образом, в моих примерах жестокость произошло от конфликта и от эгоистичности и равнодушия к человеку. Я думаю, в каких бы ситуациях вы не были бы, надо оставаться человеком… Было бы хорошо, если люди меньше проявляли жестокость по отношению к другому человеку.

Читайте также:  Бандаж абдоминальный грыжевой

Последние статьи раздела «Образование»

Размышляем о нравственных основах отношения к человеку

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Иллюстрация Екатерины Муратовой к книге Владимира Железникова «Чучело»

Комментарий ФИПИ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Словарная работа

ДОБРОТА

1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
2. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

Синонимы: добросердечие, сердечность, душевность, мягкосердечие, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, отзывчивость, гуманность.

ЖЕСТОКОСТЬ

1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

Синонимы: бездушность, безжалостность, беспощадность, бессердечность, бесчеловечность, бесчувственность, варварство, кровожадность, неумолимость, свирепость, суровость, черствость, холодность.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • К кому может быть проявлена жестокость/доброта (по отношению к чужакам/ близким; к тем, кто слабее; к природе, животным);
  • В чем проявляется доброта/жестокость;
  • Истинная и ложная доброта;
  • Доброта и жестокость на войне.

В обыденном понимании жестокий человек — это тот, кто причиняет физическую и моральную боль людям, тот, кто будет груб, жесток, безжалостен по отношению к слабому и беззащитному, кто может даже лишить человека жизни. Жестокость привычна и понятна на войне: защищающий родину солдат не будет проявлять жалость к врагу, иначе сам может быть убит. Но бывают ли исключения? Можно и нужно ли сочувствовать врагу, быть добрым по отношению к нему? Пожалуй, бывают. Даже во враге увидеть человека, пожалеть его смогли герои «Войны и мира» Л. Н. Толстого. В 4 томе романа-эпопеи писатель изображает взятого в плен французского барабанщика Винсента Боссе, еще совсем мальчишку. Петя Ростов, понимая незавидную долю пленного, жалеет его: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» — думает Ростов, сидя за столом с офицерами. Ему небезразлична судьба юного барабанщика, и он хочет хоть чем-нибудь ему помочь, но вместе с тем Пете хочется, чтобы остальные считали его бравым солдатом, а не сентиментальным юношей. Желание помочь борется в нем со стыдом: «…Скажут: сам мальчик, и мальчика пожалел. Стыдно будет, если я спрошу? — думал Петя. — Ну да все равно!» Когда Петя находит Винсента Боссе, оказывается, что с ним все в порядке: он накормлен и сидит вместе с русскими солдатами у костра. «Имя его Vincent уже переделали: казаки — в Весеннего, а мужики и солдаты — в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике». То, как ласково русские называли чужого им француза, врага, свидетельство добросердечного отношения к нему. Толстой показывает, что даже на войне по отношению к врагу порой необходимо быть добрым. Если противник повержен, слаб, гуманное отношение к нему, проявление сочувствия, помощь является свидетельством силы и человечности.

Быть жестоким человек может не только на войне. Порой люди проявляют крайнюю степень жестокости и в мирной жизни, когда они не держат оружие и ни с кем не сражаются, но, движимые разными чувствами, наносят друг другу удары, подчас смертельные.

Те, кто, на первый взгляд, не делает ничего дурного, не обижает ни словом, ни делом, бывают жестоки к окружающим.

«Равнодушие есть наивысшая жестокость», — сказал М. Уилсон, нельзя не согласиться с его словами.

В рассказе «Устрицы» А. П. Чехов изображает бедную семью, вынужденную выйти на улицу просить милостыню. Еле стоя на ногах от голода, в полубреду, увидев на трактирной вывеске слово «устрицы», мальчик представляет, как выглядят эти морские животные: «Я живо воображаю себе, как приносят с рынка это животное, быстро чистят его, быстро суют в горшок… быстро, быстро, потому что всем есть хочется… ужасно хочется!» Ребенок начинает бредить от голода и выкрикивать: «Дайте устриц! Дайте мне устриц!» Собравшуюся вокруг толпу только забавляет это зрелище: маленький оборвыш, требующий аристократического утонченного кушанья. Не сочувствие и человеколюбие толкает каких-то двух господ в цилиндрах накормить ребенка, да и чем? Устрицами! Ими движет желание позабавиться, они хотят поглумиться над несчастной семьей, и они равнодушны к их беде. Ни одному человеку из собравшейся вокруг ребенка толпы также не пришло в голову помочь семье, они «глядят с любопытством и смехом», как мальчик «с жадностью, не жуя, не глядя» ест устрицы прямо с раковиной. Можно ли сказать, что господа поступили по отношению к ребенку гуманно, накормили его, тем более таким изысканным кушаньем, которое бы он никогда не попробовал? Безусловно, нет. Ими двигало желание позабавиться, а не доброта. Нет ничего хуже безразличного отношения к жестокому обращению с невинными и беззащитными. Тех, кто остается привычно равнодушным к беде другого, не приходит на помощь, нельзя назвать людьми.

Ссылка на основную публикацию
В чем купать новорожденного ребенка травы
Травы, используемые для купания ребенка, благоприятно влияют на маленький организм, обладают успокаивающим и обеззараживающим эффектом. Они помогают ребенку расслабиться перед...
В каком месте находится селезенка
Селезенка, или lien – уникальный орган. Его уникальность заключается в том, что его можно убрать, и человек останется жить. Более...
В каком положении правильно кормить новорожденного
Главная потребность грудничка — как можно чаще находиться возле мамы, чувствовать ее тепло. Идеальный вариант, когда в груди вырабатывается достаточное...
В чем отличие омеза от омепразола
Ингибиторы протонной помпы уверенно занимают лидирующие позиции среди препаратов для лечения болезней пищеварительного тракта. Они спасают при гастрите и язвенной...
Adblock detector